Несмотря на количество караванеров на дорогах в наши дни, вероятно, мало кто знает о происхождении домов на колёсах.
Впервые идея путешествовать в автодоме пришла британскому доктору и популярному автору книг для подростков Уильяму Гордону Стейблзу. В 1880 году Бристольский завод вагонов и карет выполнил необычный заказ, и счастливый писатель-фантаст в поисках вдохновения отправился колесить по сельским районам Шотландии, чему и посвятил книгу The Cruise of the Land—Yacht Wanderer, увидевшую свет в 1895 году.
Это был 5,5-метровый 2-тонный деревянный фургон, запрягаемый двумя лошадьми. Удивление вызывали не только громадные размеры, но и убранство транспортного средства, которое лишь отдаленно напоминало повозку. Внутри помещение имело отделку из клена и красного дерева, а также все необходимое писателю для комфортного путешествия: книжный шкаф, откидной стол, длинный диван, функциональный умывальник с водой. Экипаж «Странника» – именно такое имя носил фургон – помимо самого доктора включал кучера, камердинера, собаку породы ньюфаундленд и попугая какаду.
Многие другие джентльмены последовали примеру писателя, в результате чего в 1907 году был создан Клуб караванов, первым президентом которого стал доктор Гордон Стейблз.
Эпоха конных караванов продолжалась примерно до 1919 года, когда производители решили, что моторная тяга будет более удобной.
Самый старый сохранившийся дом на колесах в мире – Ford Model T Motor Caravan, выпущенный в 1914 году. Дом заказала для себя семья по фамилии Бенталл, которая владела магазином с таким же названием.
Новаторская британская компания Eccles из Бирмингема стала первым в мире крупным производителем автоприцепов. Компания начала производить караваны в 1919 году, а к 1922 году наладила их серийный выпуск.
Eccles Caravan был построен с высочайшим мастерством. Окна с ромбовидными мунтинами в тюдоровском стиле придавали каравану атмосферу домашнего коттеджа, а блестящая внешняя окраска добавляла элегантную ноту.
Внутри все было еще шикарнее: панели и мебель были отполированы французскими мастерами до блеска, в числе удобств были плита и граммофон.
На протяжении 20-х и 30-х годов производители снабжали свои автофургоны все новыми и новыми функциями, такими как ванна под полом, туалетный отсек, газовая плита, системы горячего и холодного водоснабжения.
В журнале «В бой за технику» 1937 года, экземпляр которого находится в фонде РНТБ, приведена заметка об американском автомобильном и авиационном инженере-изобретателе Уильяме Стауте.
Разработанный им легкий и достаточно компактный дом на колесах мог быть расширен до трех комнат и был дополнен полностью оборудованной кухней.
Во время Второй мировой войны 1939 – 1945 гг. производство жилых прицепов в Европе было приостановлено. Некоторые компании по производству караванов стали участвовать в военных разработках, выполняя переоборудование, ремонт и модификацию автомобилей для военных нужд.
И только в 50-х годах началось производство автодомов для путешествий. Менялась модификация прицепов, проектировались новые облегченные шасси, кузова, мебель для караванов. В начале 60-х годов в обиходе появилось слово «пластик», который стал активно использоваться в производстве жилых прицепов.
В СССР таких слов, как «караванинг» и «автокемпер», не знали, но, чтобы гражданам было понятнее, первую продукцию называли лаконично – прицеп-дача.
Первый дом на колесах был выпущен в Риге в 1958 году. Цельнометаллический кузов прицепа устанавливался на шасси с рессорами и амортизаторами от «Победы». Внутри прицепа было два отделения – хозяйственное и, собственно, салон. Имелись шкафчики для хранения продуктов, посуды и одежды. Было предусмотрено место для установки газовой плиты с баллонами «Турист». Электропитания не было, но для освещения можно было использовать керосиновую лампу. Основные недостатки – низкий потолок и высокая масса, примерно 950 кг. «Победа» тащила дом на колесах на пределе своих возможностей.
Кому именно пришла в голову идея организовать при Минском автозаводе производство туристических прицепов – сейчас установить сложно.
За основу взяли югославскую конструкцию и технологию. Партнером выступала фирма Adria из тогда еще югославского, а сейчас словенского города Ново Место. Основанная в 1965 году, эта компания делала одни из лучших автодома как на базе прицепов, так и на базе автомобилей. Для выпуска в Минске выбрали одну из самых простых моделей первой половины 1980-х.
Вот как описывал новинку журнал «За рулем»:
«Внутреннее снаряжение выглядит солидно. Это мягкая мебель для дневного и ночного отдыха четверых человек, туалет, кухонный блок с газовой плитой и мойкой. Умывальник туалетной комнаты и мойка кухонного блока снабжены водяными насосами с подачей воды около 4 литров в минуту. Насосы работают на стоянках от сети с напряжением 220 В или от 12-вольтового аккумулятора. По требованию заказчика могут быть установлены импортные холодильник и газовый отопитель. Аналогов им отечественная промышленность, к сожалению, пока не имеет».
Впоследствии на предприятии разработали и запустили в производство отдельный модельный ряд новых прицепов, изначально спроектированных для торговли. «МАЗ-Купава» делает их до сих пор, причем на экспорт.
Разработка и выпуск кемперов вылились в самостоятельную отрасль автомобилестроения. И сейчас дома на колесах представляют настоящие произведения технологического и дизайнерского искусства.