Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех является четвертой целью устойчивого развития.
Данная цель в Республике Беларусь достигается путем предоставления населению широкого доступа к образованию и активной работе системы поддержки грамотности. Ключевой показатель, говорящий о качестве образования в стране, — уровень грамотности взрослого населения, который в Беларуси достигает почти 99,9%.
Основными приоритетами на пути развития и адаптации к современным требованиям являются улучшение доступа к образованию, повышение его качества и развитие научно-исследовательской деятельности.
Система образования в Беларуси обеспечивает широкий доступ к образовательным программам и сосредоточена на внедрении современных методов обучения, что способствует более качественной подготовке учащихся. Постоянное сотрудничество с международными организациями, а также инвестиции в модернизацию образовательной инфраструктуры подчеркивают стремление Беларуси повысить эффективность своего образовательного процесса и готовить высококвалифицированных специалистов, соответствующих актуальным потребностям рынка труда.
Государственная политика Республики Беларусь в области образования основывается на укреплении ключевых принципов, способствующих развитию национальной системы образования, среди которых выделяются:
- государственно-общественный характер управления;
- обеспечение справедливости и равного доступа к образовательным услугам;
- повышение качества образования для каждого.
Система образования в стране охватывает несколько уровней, включая основное, дополнительное и специальное образование. В Беларуси функционирует около 8 тыс. учреждений, предлагающих различные системы обучения и воспитания, что позволяет обучать более 2 миллионов детей, учащихся и студентов. Все эти процессы поддерживаются трудом 422 тыс. работников сферы образования.
Основное образование включает в себя такие ключевые компоненты, как дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и научно-ориентированное, а также специальное образование.
Для создания единого и целостного механизма правового регулирования в сфере образовательных отношений, а также для систематизации и упорядочения правовых норм, был принят Кодекс Республики Беларусь об образовании, который вступил в силу 1 сентября 2011 года. В связи с происходящими и планируемыми изменениями в системе образования, в настоящее время готовится проект новой редакции данного документа.
Важно отметить, что белорусское законодательство в области образования гармонично сочетается с планами социально-экономического развития как самой страны, так и Союзного государства, Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Дошкольное и общее среднее образование
Система дошкольного образования в Беларуси имеет хорошо развита, несмотря на то что не является обязательным этапом. Тем не менее, большинство детей посещают дошкольные учреждения перед поступлением в школу.
Общее среднее образование в Беларуси делится на три ступени: начальную, базовую и среднюю. Базовая школа охватывает 9 лет обучения, а средняя ступень – 11 лет. После получения общего базового образования молодые люди имеют возможность продолжить обучение не только в 10-11 классах своей школы или гимназии, но и поступить в колледжи, лицеи и профессионально-технические училища. Эти учреждения предлагают сочетание общего среднего образования и профессиональной подготовки, что позволяет учащимся получить необходимые знания и навыки для будущей профессиональной деятельности. Аттестат об общем среднем образовании или среднем специальном образовании является основным документом для поступления в учреждения высшего образования, открывая двери для дальнейшей учебы и карьеры.
В рамках системы общего среднего образования в Беларуси реализуется принцип равного доступа к образовательным услугам. Одним из ключевых условий его реализации является преподавание на двух государственных языках – белорусском и русском. Все учащиеся также изучают один из иностранных языков, среди которых представлены английский, немецкий, французский, испанский или китайский язык.
С 2015/2016 учебного года в Беларуси осуществляется поэтапное обновление содержания общего среднего образования. В рамках этой инициативы были пересмотрены учебные стандарты, планы и программы, а также обновлены учебники и методические пособия. В новых учебных материалах активно внедряются информационные технологии. Например, используется технология дополненной реальности, разрабатываются электронные приложения, позволяющие взаимодействовать с учебными пособиями в интерактивном режиме. Электронные версии новых учебников дополнены гиперссылками на различные электронные образовательные ресурсы. Все эти электронные версии учебников, используемых в образовательном процессе, размещены на Национальном образовательном портале.
На начало учебного года 2023/2024 года в стране функционировало 2 872 учреждения общего среднего образования, в которых обучалось 1 090,2 тыс. учащихся.
Профессионально-техническое и среднее специальное образование
В 2023/2024 учебном году профессионально-техническое образование получают 63,1 тыс. человек, а среднее специальное образование – 112,7 тыс. человек.
Программы профессионально-технического образования реализуются в 166 учреждениях, где осуществляется подготовка по почти 300 различным профессиям.
В 2024 учебном году образовательные программы среднего специального образования будут реализованы в 224 учреждениях, среди которых 10 являются частными. Подготовка в этих учреждениях охватывает 158 специальностей.
Высшее образование
В Беларуси высшее образование остается престижным и доступным. С 2023 года вступила в силу новая редакция Правил приема для получения общего высшего и специального высшего образования. Эти изменения направлены на совершенствование системы отбора абитуриентов, что открывает дополнительные возможности для талантливых и инициативных молодых людей.
Основной новацией стало введение централизованных экзаменов (ЦЭ), которые для учащихся 11-х классов являются одновременно выпускными экзаменами по итогам обучения в средней школе и вступительными испытаниями в учреждения высшего образования (УВО). Данная мера позволяет значительно сократить количество экзаменов, которые абитуриенты должны сдать в течение нескольких месяцев.
Два централизованных экзамена (ЦЭ), один из которых проводится на одном из государственных языков (белорусском или русском), а другой — по дисциплине на выбор из числа предметов для централизованного тестирования (ЦТ), обязательны для всех выпускников школ.
Централизованное тестирование сохраняется, однако его необходимость касается только тех, кто планирует поступать в учреждения высшего образования (УВО). По форме и уровню сложности задания ЦЭ и ЦТ идентичны, что обеспечивает единый стандарт оценки знаний. Для поступления в УВО абитуриенту по-прежнему необходимы сертификаты по трем (или двум) учебным дисциплинам. При этом учитывается средний балл школьного аттестата, а вузы имеют право проводить внутренний экзамен или собеседование для более детальной оценки кандидатов.
Форма обучения в высших учебных заведениях Беларуси может быть дневной, вечерней или заочной. Программы подготовки студентов рассчитаны на 4-6 лет в зависимости от выбранной специальности. Успешные студенты дневной формы обучения имеют возможность получать стипендию, что стимулирует их учебную деятельность.
Все выпускники аккредитованных высших учебных заведений, независимо от формы собственности, получают диплом государственного образца. Молодым специалистам, которые получили высшее образование за счет бюджетных средств в дневной форме обучения, гарантируется трудоустройство по полученной специальности.
В 2024 учебном году в Беларуси учреждения высшего образования представлены различными типами: университетами, академиями (включая консерватории) и институтами.
Подготовку специалистов высшего образования осуществляют 49 учреждений высшего образования (УВО), из которых 42 являются государственными, а 7 – частной формы собственности.
Подготовка научных и научно-педагогических кадров осуществляется в аспирантурах и докторантурах учреждений и организаций, которые реализуют образовательные программы научно-ориентированного образования.
Традиции белорусского образования, в сочетании с постоянным развитием и использованием современных подходов, а также привлекательными ценами на обучение, способствуют увеличению популярности белорусских учебных заведений среди иностранных граждан.
Как показывают результаты регулярных опросов среди иностранных студентов и выпускников белорусских учреждений образования, важным фактором привлечения является возможность работать по специальности во время учебы.
В Беларусь на обучение приезжают студенты из различных стран, таких как Китай, Туркменистан, Шри-Ланка, Россия, Индия, Узбекистан, Ливан, Израиль, Иран, Нигерия и Казахстан.