В январе 1932 года Белорусской конторе государственного всесоюзного объединения по снабжению автоимуществом и его ремонту доведено решение о строительстве в БССР авторемонтного завода. Предварительно местом строительства был выбран город Орша, но чуть позже поступило распоряжение о смене места постройки на Могилев. И в этом же году по шоссе Могилев – Орша, в 4-х км от города и 500 метрах от железнодорожной станции Луполово, начато строительство Могилевского государственного авторемонтного завода №7. В 1935 году Могилевскому ГАРЗ-7 было присвоено имя С.М. Кирова. И хотя первый отремонтированный автомобиль сошел с линии сборки в марте 1935 года, торжественное открытие Могилевского авторемонтного завода им. С.М. Кирова состоялось 9 июля. В этот день с заводского конвейера сошел 200-й отремонтированный автомобиль.
Могилевский автомобильный завод за годы своего существования несколько раз менял профиль производства. В конце 30-х годов завод фактически был оборонным предприятием – значительную часть его программы составляли спецзаказы. С 1937 года на предприятии по заказам бронетанкового управления НКО СССР осуществляется ремонт танков, бензозаправщиков, водомаслозаправщиков и других спецмашин. К 1940 году он стал основной ремонтной базой для автомобильных и бронетанковых частей Западного особого военного округа. В этом же году Могилёвский завод был передан в Наркомат авиационной промышленности и стал называться авиаремонтным. На предприятии начали выпускать авиационные бензопомпы и синхронизаторы.
На основании Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР №2068-875cc «Об организации в Белоруссии производства и выпуска боевых самолетов и авиационных моторов» к 1 июля 1942 года завод должен выйти на производственную мощность 3000 штук в год авиамоторов типа АМ-35А и АМ-37 и становится Государственным Союзным заводом №382 Наркомата авиационной промышленности. В связи с этим в Могилеве разворачивается строительство крупнейшего промышленного комплекса.
22 июня 1941 года… На экстренном заседании руководящего состава НКАП составляется приблизительная программа действий в военных условиях, одним из пунктов которой предусматривалось срочное перебазирование в глубь страны авиазаводов и смежных с ними производств из приграничных областей. 25 июня началась эвакуация завода на восток.
СПРАВОЧНО
Завод № 24 имени Фрунзе (моторостроение)
Завод № 24 перебазировался на площадке завода № 337.
Завод № 337 впитал в себя строившиеся моторные заводы № 459 в г. Могилеве и завод № 452 в г. Днепропетровске.
Частично был принят завод № 181 (торпедные вооружения) из г. Ленинграда.
К моменту приезда завода № 24, завод № 337 располагал уже около 1500 единицами оборудования и свыше 5000 рабочих и инженерно-технического состава.
До приезда завода № 24, завод № 337 занимался подготовкой производства на машину АМ-35 и постановкой производства клапанов.
К моменту приезда завода № 24, завод № 337 производство клапанов уже в основном освоил.
35 эшелонов со станочным оборудованием и материалами было отправлено в Куйбышев (ныне – Самара) и Уфу. По указанию НКАП СССР работники завода не были мобилизованы в Красную армию. Вместо этого 2500 специалистов и рабочих с семьями переезжали в Поволжье, чтобы на новом месте в кратчайшие сроки создать новое военное предприятие.
На аэрофотоснимке, сделанном немецким самолетом-разведчиком 10.04.1943, обозначены цифрами:
101223 – Flugplatz Kuibyschew 2 – аэродром Куйбышев
104438 – Flugplatz Smyschljajewka – аэродром Смышляевка
21483 – Treibstofflager 6 — топливные склады
2243 – Sprengstofflager 1 – склады взрывчатых веществ
49108 – Rundfunksender 2 – радиотраслятор
50146 – Dampfkraftwerk — паровая электростанция
53110 — Kläranlage — очистные сооружения
7014 — Gießerei — литейный цех
7311 — Flugmotorenwerk Nr. 24 — завод авиационных двигателей № 24 (им. Фрунзе)
7452 — Flugzeugzellenwerk Nr. 1 und 18 – авиационные заводы №1 и №18
С = Wasserpumpwerk – водонапорная станция
Высотный истребитель Миг-3
На тот момент в Куйбышеве было сосредоточено более 20 предприятий Наркомавиапрома, эвакуированных из Москвы, Подмосковья, разных городов Украины, Беларуси, Прибалтики. В октябре 1941 года на станции Безымянка под Куйбышевом путем объединения многих предприятий на площадях местного авиазавода №122 было создано огромное авиапроизводство – Государственный авиазавод № 1 им. И.В. Сталина. 10 декабря 1941 года на предприятии выпущен первый Миг-3, а к концу декабря – уже 27 таких машин и три штурмовика Ил-2.
Штурмовик Ил-2
Могилевский авиазавод №459 разместился на площадке завода №337 и изготавливал авиационные двигатели для штурмовиков Ил-2.
После освобождения Могилева 28.06.1944 здания и сооружения бывшего авиамоторного завода №459 переданы Наркомату авиапромышленности, которому принадлежали до войны. На месте завода №459 образован авиаремонтный завод №795. После окончания Великой Отечественной войны профиль выпускаемой продукции был изменен. Предприятие начало выпускать локомобили, паросиловые установки, мостовые краны, одноосные тягачи, карьерные самосвалы, самосвальные автопоезда. Некоторые виды автомобилей МоАЗ активно использовались для военных нужд.
СПРАВОЧНО
Могилевский автомобильный завод им. С.М. Кирова в 2006 году стал филиалом ОАО «БелАЗ». С 2012 года – филиал ОАО «БЕЛАЗ» – управляющей компании холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ».
*материалы подготовлены с использованием ресурсов РНТБ
за дополнительной информацией обращайтесь в справочно-информационную службу, тел. +375 17 203 31 00.