Глобальная электрификация транспорта представляет собой один из значительных мировых трендов. Согласно прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030 году количество электромобилей в мировом автопарке может достигнуть 145 миллионов.
Республика Беларусь активно вовлечена в процесс развития электрического транспорта и совершенствования необходимой инфраструктуры. В стране разработана Комплексная программа развития электротранспорта, рассчитанная на 2021-2025 годы. По итогам её реализации к 2023 году число легковых электромобилей увеличилось в 2,5 раза. На начало января 2024 года в стране зарегистрировано почти 9 тысяч легковых электромобилей, и прогнозируется, что к 2030 году это количество может вырасти до 300 тысяч.
Комплексная программа ориентирована на систематическое развитие машиностроительного сектора, акцентируя внимание на создании производств транспортных средств электрического типа с различными функциональными возможностями, а также на формировании компонентной базы, способной обеспечить поэтапное увеличение использования электрической энергии как в пассажирских, так и в грузовых перевозках. Программа также нацелена на создание новых точек роста и специализаций в народнохозяйственном комплексе, что способствует снижению экологической нагрузки, достижению Целей устойчивого развития и повышению конкурентоспособности национальной экономики.
К тому же, в 2023 году доля городского пассажирского электротранспорта в общем объеме составила более 37%, и к 2025 году запланировано увеличивать этот показатель до 45%.
В 2017 году в Минске был представлен новый вид пассажирского транспорта — электробус, представляющий собой гибрид троллейбуса и автобуса. Этот вид транспорта функционирует на аккумуляторных батареях, не требует рельсов и внешнего привода, тем самым обеспечивая независимость от традиционных источников топлива и наличия электроэнергии в линиях передачи.
С учетом роста числа электромобилей в Беларуси активно формируется сеть электрозарядных станций. В настоящее время в различных регионах страны функционирует 720 зарядных станций, и в планах установить от 200 до 250 новых станций ежегодно.
Что касается принципа работы и организации процесса зарядки электромобилей, многим автомобилистам может быть не совсем ясно, как проходит данный процесс и каким образом он организован в массовом масштабе. Зарядка электромобиля может осуществляться на специализированных зарядных станциях, которые предоставляют возможность быстро и качественно пополнить запас энергии в аккумуляторной батарее за фиксированную стоимость. На этих станциях оборудование сигнализирует об начале и окончании процесса подзарядки.
Аккумуляторная батарея (АКБ) электротранспорта состоит из нескольких пластин, пропитанных электролитом для упрощения прохождения электрического тока. Подключая зарядное устройство, внешняя энергия аккумулируется в батарее. Поскольку в электросети передается переменный ток, а электродвигателю необходим постоянный ток, зарядное устройство преобразует его, или же АКБ может напрямую подключаться к зарядному устройству, обеспечивающему постоянный ток.
Использование электроэнергии в качестве источника для передвижения безусловно более выгодно и экологически чисто по сравнению с бензином или природным газом.
На зарядной станции вместо привычной шкалы с литрами топлива и общей суммой за него установлены счетчик электроэнергии и индикатор, который показывает, на сколько процентов зарядился аккумулятор вашего автомобиля.
Некоторые владельцы электромобилей заряжают свои автомобили от обычной бытовой розетки в доме или гараже. Однако этот метод имеет недостаток: зарядка аккумулятора может занять от 10 до 14 часов. Специальные зарядные станции с высоким рабочим напряжением обычно выглядят похоже на традиционные заправочные колонки, имея две розетки или специальные разъемы для подключения зарядных кабелей электромобилей. Устройства для зарядки схожи с зарядными устройствами для ноутбуков, но имеют больший размер. Производители предлагают устройства мощностью до трех киловатт.
В Беларуси доступны различные карты электрозарядных станций для электромобилей и гибридов, что значительно упрощает процесс поиска доступных мест для подзарядки. Эти карты помогают владельцам электрического транспорта планировать свои маршруты и эффективно использовать электрическую инфраструктуру.
Преимущества электротранспорта становятся всё более очевидными, особенно на городских улицах, где наблюдается рост популярности таких автомобилей. К основным плюсам можно отнести:
- Бесшумность: электромобили работают практически бесшумно, что снижает уровень шума в городах и создает более комфортные условия для жизни.
- Развитие экологически чистого транспорта: владельцы электромобилей вносят вклад в уменьшение выбросов CO2 и в достижение Республикой Беларусь Целей устойчивого развития, таким образом, борясь с климатическими изменениями.
- Экономия на топливе: зарядить электромобиль стоит дешевле, чем заправить машину с дизельным или бензиновым двигателем.
- Новые возможности для экономики страны: открытие заводов по производству электромобилей способствует развитию страны и созданию новых рабочих мест.
- Высокое качество и надежность электромобилей.
Всё это делает электротранспорт привлекательным выбором для экологически сознательных водителей и города в целом.
На сегодняшний день существует широкий выбор транспортных средств на электрической тяге, и всё больше людей выбирает экологически чистые электрические модели. Это предпочтение связано с растущей осознанностью относительно экологии и стремлением уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.
Развитие электротранспорта существенно способствует снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, помогая таким образом улучшить качество воздуха и снизить уровень загрязнения в городах.
Это в свою очередь вносит важный вклад в достижение Республикой Беларусь Целей устойчивого развития, а именно : Цель 7 (Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех), цель 12 (Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства), цель 13 (Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями) и других.