В рамках проходящего в Беларуси Года качества Информационным центром по устойчивому развитию РНТБ разработан виртуальный проект «Устойчивое развитие через призму качества».
Ежемесячно на портале РНТБ будут выходить подборки технических нормативных правовых актов (ТНПА) и иллюстраций, созданных с помощью искусственного интеллекта, посвященные одной из целей устойчивого развития.
Год качества призван сформировать у каждого стремление созидать ради общего блага, а также ответственность за итоги своего труда и достижение высокого качества жизни. Речь идет о достаточном уровне доходов, своевременной диспансеризации, здоровом питании, хорошем образовании, культурном досуге. Все эти критерии высокого качества жизни очень тесно связаны с целями устойчивого развития, утвержденными 25 сентября 2015 года государствами – членами ООН в рамках Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года (Повестка – 2030) по решению глобальных проблем.
Проект РНТБ «Устойчивое развитие через призму качества» ставит перед собой несколько целей:
- показать взаимосвязь качества жизни с устойчивым развитием
- раскрыть роль технических нормативных правовых актов как инструментов управления социальной сферой и распределения (перераспределения) национального богатства для достижения благосостояния как всего населения страны, так и каждого гражданина
- продемонстрировать, как искусственный интеллект используется для решения различных задач и улучшения качества жизни людей
Цель 11. Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов.
Цель 11 устойчивого развития направлена на создание инклюзивных, безопасных, устойчивых и экологически чистых городов и населённых пунктов. Она включает несколько ключевых инициатив, таких как обеспечение доступного жилья и базовых услуг для всех, включая уязвимые группы населения. Важным аспектом является развитие устойчивого транспорта, который обеспечивает безопасность и доступность для горожан. Кроме того, цель акцентирует внимание на снижении негативного воздействия на окружающую среду, улучшении качества воздуха и общих условий жизни в городах.
Устойчивое градостроительство, принимающее во внимание здоровье и благополучие людей, также является приоритетом. В рамках этой цели важно вовлечение местных сообществ в процесс планирования и принятия решений, что способствует созданию комфортных и безопасных городских пространств для жизни.
Для достижения ЦУР 11 Республика Беларусь:
- активно реализует международные пилотные проекты и инициативы, направленные на устойчивое развитие конкретных населенных пунктов и территорий. Местные органы государственного управления и самоуправления совместно с общественными организациями выполняют эти проекты и инициативы, которые были разработаны в рамках международной технической помощи и по собственной инициативе. Это позволяет достичь устойчивого развития конкретных населенных пунктов и территорий.
- тщательно контролирует качество атмосферного воздуха. Сокращается количество выбросов вредных веществ в атмосферу, особенно от передвижных источников, которые составляют 61,5% от общих выбросов в 2020 году. Доля периодов с плохим качеством атмосферного воздуха, вызванных твердыми частицами, также сокращается. Проект общественного мониторинга концентраций твердых частиц в атмосфере городов, известный как AirMQ.by, активно реализуется.
- активно развивает городское благоустройство парковых зон. Законодательством предусмотрена обязательная разработка схем озелененных территорий общего пользования. Это способствует созданию комфортных и зеленых пространств для жителей городов и населенных пунктов.
Республика Беларусь имеет национальную стратегию снижения риска бедствий в соответствии с Сендайской рамочной программой по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы. На уровне городов разработаны и выполняются местные планы мероприятий для снижения риска бедствий.
Все эти достижения свидетельствуют о положительной динамике устойчивого развития городов и населенных пунктов в Беларуси. Наше государство активно прогрессирует в направлении создания более справедливого, экологически устойчивого и процветающего мира к 2030 году.
Список ТНПА по теме ЦУР «Устойчивые города и населенне пункты»
Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Источники выбросов и порядок расчета выбросов от объектов магистральных газопроводов : ТКП 17.08-09-2018 (33140). – Взамен ТКП 17.08-09-2008 (02120); введ. 01.04.19. – Минск : Минприроды, 2019. – ІІІ, 60 с.
Технический кодекс устанавливает порядок расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (выбросы загрязняющих веществ) от источников выбросов объектов магистральных газопроводов: компрессорных станций; подземных хранилищ природного газа; газораспределительных и газоизмерительных станций; автомобильных газонаполнительных компрессорных станций; линейных сооружений магистральных газопроводов; иных объектов, указанных в разделе 4 настоящего технического кодекса. Положения технического кодекса распространяются на проектируемые, возводимые, действующие и реконструируемые объекты магистральных газопроводов на территории Республики Беларусь. Положения технического кодекса применяют при расчете выбросов загрязняющих веществ, которые используются при: инвентаризации выбросов загрязняющих веществ и нормировании в области охраны атмосферного воздуха; ведомственном и производственном контроле в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, объектом которого являются выбросы загрязняющих веществ; оценке воздействия на окружающую среду и проведении государственной экологической экспертизы; исчислении и уплате налога за выбросы загрязняющих веществ; ведении учета в области охраны атмосферного воздуха; иных мероприятиях по охране атмосферного воздуха, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Правила расчета выбросов от объектов организаций железнодорожного транспорта : ТКП 17.08-12-2022 (33140). – Взамен ТКП 17.08-12-2008 (02120) ; введ. 01.03.23. – Минск : Минприроды, 2023. – IV, 82 с.
Технический кодекс устанавливает правила расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при работе специализированного оборудования железнодорожных организаций расчетным и расчетно-инструментальным методами на основе удельных показателей выбросов загрязняющих веществ в единицу времени на единицу технологического оборудования (процесса) и (или) на единицу массы расходуемых сырья и материалов. Положения технического кодекса распространяются на источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от технологических процессов железнодорожных организаций, а также источники выбросов от аналогичных процессов других отраслей промышленности и сельского хозяйства. Требования технического кодекса применяют при расчете величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые используются при: инвентаризации и нормировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; контроле в области охраны окружающей среды, проведении производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов; оценке воздействия на окружающую среду, стратегической экологической оценке и проведении государственных экспертиз; разработке проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта, снос; ведении учета в области охраны атмосферного воздуха; иных мероприятиях по охране атмосферного воздуха, предусмотренных законодательством.
Охрана окружающей среды и природопользование. Отбор проб и проведение измерений, мониторинг. Порядок отбора проб атмосферного воздуха, атмосферных осадков и снежного покрова для определения концентраций загрязняющих веществ : ТКП 17.13-15-2022 (33140). – Взамен ТКП 17.13-15-2014 (02120) ; введ. 01.07.22. – Минск : Минприроды, 2023. – ІІІ, 22 с.
Технический кодекс установившейся практики устанавливает порядок отбора проб атмосферного воздуха, атмосферных осадков и снежного покрова при проведении мониторинга атмосферного воздуха для определения в них концентраций загрязняющих веществ. Требования технического кодекса применяют при отборе проб атмосферного воздуха, атмосферных осадков и снежного покрова в целях мониторинга атмосферного воздуха для использования его данных при: оценке и прогнозе основных тенденций изменения качества атмосферного воздуха в целях своевременного выявления негативных воздействий природных и антропогенных факторов; расчете фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе с целью оценки и прогноза изменения его качества от планируемой хозяйственной и иной деятельности; проведении иных мероприятий по охране атмосферного воздуха, предусмотренных законодательством.
Планировка и застройка населенных пунктов = Планіроўка і забудова населеных пунктаў : СН 3.01.03-2020 : утв. М-вом архитектуры и стр-ва Респ. Беларусь 27.11.20. – Введ. с отменой ТКП 45-3.01-116-2008 (02250); ТКП 45-3.01-117-2008 (02250). – Минск : Минстройархитектуры, 2022. – IV, 63 с. – Введены впервые.
Строительные нормы устанавливают требования к планировке и застройке территорий городских и сельских населенных пунктов в пределах границ их перспективного территориального развития, установленных в градостроительной документации. Настоящие строительные нормы предназначены для применения всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими архитектурную, градостроительную и строительную деятельность на территории Республики Беларусь, независимо от форм собственности и подчиненности, при разработке градостроительной и проектной документации, а также принятии решений о размещении объектов.
Радиационный контроль. Отбор проб атмосферного воздуха. Общие требования = Радыяцыйны кантроль. Адбор проб атмасфернага паветра. Агульныя патрабаванні : СТБ 1058-2016. – Взамен СТБ 1058-98 ; введ. 01.07.17. – Минск : Госстандарт, 2017. – ІІ, 3 с.
Стандарт устанавливает общие требования к отбору проб атмосферного воздуха при проведении радиационного контроля и мониторинга.
Автобусы для перевозки детей. Общие технические требования : СТБ 2025-2009. – Введ. 01.07.10. – Минск : Госстандарт, 2010. – 10 с. – Введен впервые. – Стандарт учитывает требования ГОСТ Р 51160-98.
Стандарт распространяется на автобусы категорий М2 и М3 по ГОСТ 31286, предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет по автомобильным дорогам общего пользования. Стандарт устанавливает общие технические требования к автобусам, в том числе требования, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей, а также цветографические схемы наружных поверхностей автобусов, требования к наличию и расположению надписей, опознавательных знаков и специальным световым сигналам.
Строительство. Управление инвестиционными проектами. Основные положения = Будаўніцтва. Кіраванне інвестыцыйнымі праектамі. Асноўныя палажэнні : СТБ 2529-2018. – Введ. 01.12.18. – Минск : Госстандарт, 2018. – VI, 61 с. – Введен впервые.
Стандарт устанавливает общие положения по управлению инвестиционным проектом в строительстве (проект) и может быть применен организациями различных форм собственности для реализации любых проектов, независимо от их сложности, стоимости и длительности. Стандарт может быть применен с целью оценки соответствия систем управления проектами установленным в стандарте требованиям, а также с целью обучения и развития профессиональных компетенций руководителей проектов (управляющих проектами) и других членов команды проекта. В стандарте приведены инструменты управления проектами, правильное применение которых способно повысить вероятность успешной реализации проектов. Решение о применении инструментов управления проектами согласно стандарту определяет команда управления проектом по согласованию с заинтересованными сторонами проекта. Стандарт не противоречит требованиям СТБ ISO 21500 и разработан с учетом лучшей мировой практики в области управления проектами и стандартов, перечень которых приведен в приложении А. Стандарт предназначен для оказания методической помощи: высшему руководству и инвесторам для лучшего понимания принципов и практики управления проектами; в области управления взаимоотношениями между руководителем проекта (управляющим проектом), членами команды управления проектом и прочими вовлеченными в управление проектом заинтересованными сторонами; руководителям проекта (управляющим проектом), командам управления проектом в области совершенствования применяемых инструментов управления проектами с учетом требований стандарта; разработчикам национальных стандартов или стандартов организации с целью разработки стандартов по управлению проектами.
Вспомогательные технические средства для лиц с нарушениями зрения. Звуковые сигналы на дорожных светофорах и пешеходных переходах. Технические требования и методы контроля = Дапаможныя тэхнічныя сродкі для асоб з парушэннямі зроку. Гукавыя сігналы на дарожных святлафорах і пешаходных пераходах. Тэхнічныя патрабаванні і метады кантролю : СТБ 2617-2022. – Введ. 01.06.23. – Минск : Госстандарт, 2023. – ІІ, 4 с. – Введен впервые.
Стандарт устанавливает требования к звуковым сигналам, применяемым на дорожных светофорах и пешеходных переходах, служащим для обеспечения безопасности и самостоятельного перемещения лиц с нарушениями зрения, а также методы их контроля. Требования стандарта применяются к проектированию, установке и функционированию звуковых сигналов, применяемых на дорожных светофорах и пешеходных переходах.
Портативные ручные органы управления автомобилем для лиц с ограничениями жизнедеятельности. Технические требования и методы контроля = Партатыўныя ручныя органы кіравання аўтамабілем для асоб з абмежаваннямі жыццядзейнасці. Тэхнічныя патрабаванні і метады кантролю : СТБ 2620-2022. – Введ. 01.06.23. – Минск : Госстандарт, 2023. – ІІ, 3 с. – Введен впервые.
Стандарт распространяется на ручные органы управления транспортными средствами категории М1 по ГОСТ 31286, предназначенные для управления лицами с ограничениями жизнедеятельности, и устанавливает технические требования к ним и методы контроля. Стандарт распространяется на ручные органы управления транспортными средствами, предназначенные для управления лицами с ограничениями жизнедеятельности, как отдельное техническое устройство.
Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов = Сродкі грамадскага пасажырскага транспарту. Агульныя тэхнічныя патрабаванні даступнасці і бяспекі для інвалідаў : СТБ 2584-2020. – Взамен СТБ ГОСТ Р 51090-2008 ; введ. 01.03.21. – Минск : Госстандарт, 2021. – ІІІ, 13 с.
Стандарт распространяется на средства общественного пассажирского транспорта [автобусы (электробусы), троллейбусы, трамваи, вагоны метрополитена, речные и морские пассажирские суда, самолеты гражданской авиации] и устанавливает технические требования к конструкции, оборудованию, системам и устройствам транспортных средств, обеспечивающие доступность и безопасность для пассажиров-инвалидов.
*изображения сгенерированы нейросетью и носят иллюстративный характер