Пульман (пульмановский вагон) – комфортабельный спальный железнодорожный вагон, названный по имени американского фабриканта и изобретателя Джорджа Пульмана.
Джордж Мортимер Пульман (англ. George Mortimer Pullman) родился 3 марта 1831 года в Броктоне, штат Нью-Йорк, в семье преуспевающего плотника Джеймса Льюиса Пульмана, который изобрел и запатентовал в 1841 году устройство, позволявшее поднимать и передвигать строения, снятые с фундамента, что пользовалось большим спросом в условиях прокладки в штате судоходных каналов и железных дорог. В 1845 году семья переехала в Альбион, чтобы отец мог работать на канале Эри. Его специализацией было перемещение конструкций с пути канала с помощью винтовых домкратов и устройства, которое он изобрел. Когда Джорджу было 14 лет он бросил школу и начал работать с отцом, получая у него первые уроки ведения дел. Позже работал клерком у местного торговца.
После смерти отца в 1853 году Джордж Пульман взял на себя управление семейным бизнесом. Он заключил контракт на перемещение около двадцати зданий от канала Эри, чтобы его можно было расширить. В 1857 году Пульман открыл подобный бизнес в Чикаго, где требовалась значительная помощь в подъеме зданий над поймой озера Мичиган, чтобы контролировать наводнения и обеспечить установку современной канализационной системы. Компания Пульмана была одной из нескольких фирм, нанятых для подъема многоэтажных зданий, а также целых городских кварталов более чем на метр. Успешные работы сделали компании Пульмана хорошую рекламу. Однако дальновидный предприниматель понимал, что в его услугах со временем будут нуждаться все меньше, поскольку новые здания возводились с улучшенными фундаментами.
Он предвидел рост экономики, в которой доминирует железная дорога и решил заняться производством вагонов. Хотя наибольшее влияние новые железнодорожные линии оказывали на транспортировку сырья и готовой продукции, интерес Пульмана лежал в области пассажирских перевозок. Сам он часто пользовался железной дорогой в деловых целях, но не получал от этого удовольствия. Обычные вагоны были некомфортные и напоминали деревянные ящики с неудобными скамьями, а спальные вагоны, которые появились в 1830-х годах, отличались тесными кроватями и недостаточной вентиляцией.
Пульман всегда был изобретательным и предприимчивым человеком. В партнерстве с Бенджамином Филдом, бывшим сенатором штата Нью-Йорк, он решил усовершенствовать спальный вагон. Пульман убедил железнодорожную компанию Chicago & Alton Railroad разрешить ему переоборудовать несколько вагонов. Появившиеся в 1859 году вагоны с откидными верхними спальными полками понравились пассажирам – теперь при дальних переездах они могли нормально отдохнуть.
Пульман задумал дальнейшие усовершенствования. Он занялся проектированием нового спального вагона, который был бы не только удобным, но и роскошным.
5 апреля 1864 года Джорджем Пульманом был получен патент US 42182 «Спальный вагон». Первый сделанный с нуля вагон Pioneer на 56 пассажиров, предназначенный для ночных пассажирских перевозок, появился в 1865 году и совершил революцию в железнодорожной отрасли.
Интерьер вагона днем напоминал гостиную, а ночью – гостиничный номер первого класса. В нем были складывающиеся верхние полки, а мягкие сиденья на ночь трансформировались в спальные места.
Вагон был оснащен системой кондиционирования воздуха, которая монтировалась между внешней обшивкой крыши и потолком, что делало такие вагоны выше обычных. В вагонах появилось паровое отопление вместо печного – трубы были проложены под полом и хорошо прогревали все пространство.
Чтобы пассажирам было удобно переходить из одного вагона в другой, Пульман сделал между ними «вагонный вестибюль» с эластичными диафрагмами. Позже между корпусом вагона и колесами была проложена смягчающая ход резина, было освоено производство цельнометаллических корпусов вместо деревянных, поставленных на тележки с амортизаторами. С того времени вагон стал называться пульмановским, а его интерьер стал примером рационализма и роскоши.
Несмотря на то, что пассажирам нравились новые вагоны, хозяева железных дорог покупали их неохотно. Пульмановские вагоны были слишком высоки для стандартных мостов и слишком широки для железнодорожных платформ, так что их приходилось перестраивать.
Спрос на пульмановские вагоны начал расти, хотя каждый стоил в пять раз дороже обычного железнодорожного вагона. Они продавались как «роскошь для среднего класса». Высокий спрос побудил Джорджа Пульмана основать в 1867 году Pullman Palace Car Company для строительства и эксплуатации вагонов. Вскоре он презентовал свой первый «отель на колесах» (патент US 89538 «Вагон-гостиница для железных дорог» от 27 апреля 1869 года). В это же время Пульман представил на рынок еще одну новинку – вагон-ресторан (патент US 89537 «Вагон-ресторан для железных дорог» от 27 апреля 1869 года), что позволило готовить пищу прямо во время движения, увеличив длительность путешествий. Еда могла поспорить с едой лучших ресторанов того времени, а обслуживание было безупречным.
Пульман также стал строить роскошные персональные вагоны, ставшие новым символом богатства. Конные экипажи уступили место таким вагонам – с витражами, мебелью из красного дерева, канделябрами и другими предметами роскоши. Пульман, один из богатейших людей своего времени, и сам пользовался личным вагоном «Монитор».
Путешествующая публика, уставшая от тесных и неудобных спальных мест, была так воодушевлена вагонами Пульмана, что железные дороги внесли структурные изменения в мосты и платформы, чтобы приспособиться к их размеру. Но вагоны были слишком дорогими для железнодорожных компаний, чтобы покупать их напрямую, поэтому предприниматель построил свою бизнес-модель на аренде вагонов и предоставлении сотрудников, необходимых для обслуживания пассажиров. Вскоре пульмановские вагоны появились на всех американских железных дорогах.
Спрос на вагоны привел Пульмана к созданию грандиозного проекта – строительству собственного города с новыми заводами, жильем для работников, магазинами, церковью, театром, отелем, библиотекой и парками. Компания Pullman Palace Car Company приобрела для своего амбициозного проекта 4000 акров земли к югу от Чикаго на Иллинойской центральной железной дороге. Были наняты архитектор для проектирования зданий и заводов и ландшафтный дизайнер. Пульман хотел, чтобы дома в его городе были и практичными, и эстетически приятными, поэтому были спроектированы в простом, но элегантном стиле королевы Анны. Жилье для рабочих было отделено от промышленных зон. Удобства внутри и относительная просторность ставили жилье Пульмана намного выше стандартов того времени.
Центральным элементом комплекса было административное здание и искусственное озеро, неподалеку был построен отель Florence, названный в честь любимой дочери Пульмана. Там останавливались многочисленные гости образцового города.
Предприниматель считал, что созданная им инфраструктура обеспечит хорошие условия для жизни работников, и это сделает их счастливыми и более лояльными. Но хотя Пульман и создал красивый и удобный город для своих рабочих и их семей, он, считая, что человек не ценит то, за что не платит, взимал арендную плату за жилье.
Во время экономического спада 1890-х годов заказы на фабрике сокращались. Компания Pullman, пытаясь сохранить прибыльность, снизила заработную плату без соответствующего уменьшения арендной.
Поскольку арендная плата вычиталась из зарплаты, рабочим оставался мизер, и они не могли молчать. В 1894 году случилась забастовка, которая нанесла ущерб компании и непоправимо запятнала имидж ее владельца.
Джордж Пульман умер от сердечного приступа 19 октября 1897 года в возрасте 66 лет, через три года после забастовки. Он был щедрым в частной жизни, но в деловой его часто характеризуют как человека холодного, надменного и властного. Забастовка его надломила, озлобила и существенно уменьшила его богатство, некогда составлявшее 40 миллионов долларов. Согласно завещанию его состояние оценивалось в 17,5 миллиона. Из крупных же пожертвований Пульмана можно вспомнить 1,2 миллиона долларов на бесплатную школу Pullman Free School of Manual Training в его городе для детей сотрудников компании и жителей соседнего Розленда.
Семья.
В 1867 году в Чикаго Джордж Пульман женился на Харриет Сэнгер, дочери владельца строительной компании. У них было четверо детей: дочери Флоренс и Харриет, сыновья-близнецы Джордж-младший и Уолтер Сэнгер. Старшая дочь Флоренс была признанной фавориткой, сопровождавшей отца во многих деловых поездках.
Сконструированные Джорджем Пульманом спальные вагоны сделали железные дороги удобным и комфортабельным видом передвижения. Люди, которые могли себе это позволить, больше не желали ездить на поездах, сидя на жестких и неудобных сиденьях, даже если им и приходилось переплачивать за билеты. Пульмановские вагоны, как и сама фамилия, стали брендом и именем нарицательным.
Вагоны получили широкое распространение, как в Северной Америке, так и в Европе, и в глазах пассажиров они были дворцами на колесах.
Пульмановские вагоны традиционно окрашивали в особый оттенок коричневого цвета, который и сейчас называют коричневым пульманом.