Одна из первых мастерских обувного профиля на Витебщине – кустарная мастерская сапожного производства Родионова. Как гласит запись в «Статистико-экономическом обзоре местностей, тяготеющих к железным дорогам С.-Петербургского района» Владимира Фёдоровича Майена, изданном в 1912 г., мастерская, в которой трудилось пятеро рабочих, производила «1300 паръ мужскихъ ботинокъ».
С установлением на территории Беларуси советской власти небольшие частные предприятия и мастерские прошли через процедуру национализации. В число таких предприятий попала и мастерская Родионова. А в 1922 году комиссия Витебского государственного треста кожевенной промышленности постановила создать на базе национализированных мастерских механическую обувную фабрику. За 3000 золотых рублей в Германии был закуплен комплект натяжных машин. С сентября 1922 года по март 1923 года установкой оборудования и обучением рабочих занимался московский инженер Карл Осипович Конгер. Заведующим фабрики был назначен Ш. Каган, а инструктором – Долганов. В июне 1923 года состоялось торжественное открытие Витебской государственной обувной фабрики. В первые годы здесь трудилось не более 120 рабочих, которые за рабочий день делали около 200 пар обуви. В 1927 году была проведена первая реконструкция, в результате которой мощность достигла 2,5 тыс. пар в день.
Эскиз изображения и надписей на коробке для обуви, 1925 г.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
В 1920-е гг. в г. Витебске по ул. Канатной, 66 (современная улица Димитрова) располагалась обувная фабрика. Недалеко от фабрики – на той же улице, в доме № 58 – жил кустарь М.К. Бескин. В ноябре 1925 г. он просил Витебский окружной исполнительный комитет разрешить ему приобрести станок для печати надписей и изображений на картонных коробках для обуви. Витебское отделение Белорусского государственного треста кожевенной промышленности, которому подчинялась фабрика, также было заинтересовано в сотрудничестве с кустарем и поэтому просило окрисполком не отказывать в этом ходатайстве.
В этом же году предприятие было переименовано в фабрику имени Леккерта и входило в состав Витебского государственного треста кожевенной промышленности. При фабрике открыта первая школа фабрично-заводского ученичества обувщиков, которая готовила кадры для обувной промышленности Беларуси. В 1929 году с фабрикой объединился трудколлектив «Самоход», а позднее – «Реккоол», и в 1930 году производство составило уже 904 тысяч пар. Предприятие специализировалось на изготовлении женской обуви.
В 1937 году – переименована в Витебскую обувную фабрику «Октябрь», а в 1938 году – в обувную фабрику «Красный Октябрь» и в последствии стала крупнейшей в Советском Союзе.
В июне 1941 года Витебская обувная фабрика была эвакуирована в Кунгур Молотовской области (ныне – Пермский край), где продолжала работать, внося свой вклад в Победу. Прибывшее эвакуированное оборудование Витебской фабрики «Красный Октябрь» и 4-й Киевской обувной фабрики было установлено на Кунгурском кожкомбинате. Что производили кожевники? Знаменитые на всю страну сапоги. Мягкие – хромовые и шевровые – для старшего комсостава, яловые – пожестче – для среднего. Главным же образом – солдатские кирзачи. Они были комбинированными. Подошва из литой рифленой синтетической резины, да не на клею – на гвоздях, с носковыми и накаблучными подковками. Низ – кожаный (юфть), простроченный толстой, пропитанной спецсоставом нитью. Только голенища кирзовые. Износу такой обуви не было. И даже полностью перетоптанные, они распарывались и использовались при ремонте в качестве «запчастей». Для летчиков, авиадесантников, морпехов, танкистов сапоги изготовлялись укороченными, с фиксирующими ремешками вверху.
За годы войны обувщики сшили 5 млн. пар кирзовых сапог для Красной Армии. Каждый пятый солдат Северо-Западного фронта был обут в кунгурские сапоги.
Среди кунгурской продукции были также ремни, портупеи, планшеты, кобуры, подсумки для патронов, чехлы. Брак был редок. А вот почетных грамот, переходящих Красных Знамен и просто благодарственных писем от бойцов и командиров – не сосчитать. За самоотверженный труд в годы войны сотни работников были удостоены правительственных наград.
Сложилась в Кунгуре замечательная традиция. Уходящие на фронт земляки снаряжались особо качественной и персонально подогнанной «кожгалантереей». Причем сверхплановой.
После освобождения Витебска предприятие было восстановлено и возобновило свою деятельность.
В 1994 году фабрика была преобразована в открытое акционерное общество.
Сейчас ОАО «Красный Октябрь» является частью холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания Марко».
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Всё познаётся в сравнении. Солдаты вермахта носили добротные на первый взгляд marschstiefel — маршевые сапоги из цельного юфтевого материала с двойной подошвой, которая была подбита 45 массивными гвоздями и подковками. Благодаря расширяющимся голенищам в них можно было поместить запасные автоматные магазины. Однако эти сапоги оказались не очень подходящими для нашей зимы, из-за чего многие солдаты получали обморожения ног. Кроме того, крутой, почти Г-образный взъём затруднял быстрое обувание и разувание, что было очень важно в боевых условиях. Поэтому для немцев кунгурские сапоги были желанным трофеем. К концу войны экономика Третьего рейха настолько ослабла, что новобранцев приходилось обувать в ботинки из плохо обработанной эрзац-кожи с деревянными и картонными подошвами.
*материалы подготовлены с использованием ресурсов РНТБ, изображения взяты vitbichi.by, архивы Беларуси и история.рф
За дополнительной информацией обращайтесь в справочно-информационную службу, тел. +375 17 203 31 00.