В рамках проходящего в Беларуси Года качества Информационным центром по устойчивому развитию РНТБ разработан виртуальный проект «Устойчивое развитие через призму качества».
Ежемесячно на портале РНТБ будут выходить подборки технических нормативных правовых актов (ТНПА) и иллюстраций, созданных с помощью искусственного интеллекта, посвященные одной из целей устойчивого развития.
Год качества призван сформировать у каждого стремление созидать ради общего блага, а также ответственность за итоги своего труда и достижение высокого качества жизни. Речь идет о достаточном уровне доходов, своевременной диспансеризации, здоровом питании, хорошем образовании, культурном досуге. Все эти критерии высокого качества жизни очень тесно связаны с целями устойчивого развития, утвержденными 25 сентября 2015 года государствами – членами ООН в рамках Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года (Повестка – 2030) по решению глобальных проблем.
Проект РНТБ «Устойчивое развитие через призму качества» ставит перед собой несколько целей:
- показать взаимосвязь качества жизни с устойчивым развитием
- раскрыть роль технических нормативных правовых актов как инструментов управления социальной сферой и распределения (перераспределения) национального богатства для достижения благосостояния как всего населения страны, так и каждого гражданина
- продемонстрировать, как искусственный интеллект используется для решения различных задач и улучшения качества жизни людей
Цель 4: Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.
Получение образования закладывает основу для улучшения социально-экономических условий жизни людей. За последнее десятилетие были достигнуты значительные успехи в сфере расширения доступа к образованию и увеличения охвата школьным обучением на всех уровнях.
Система образования в Беларуси стоит на высоком уровне и занимает лидирующие позиции среди стран СНГ. Это подтверждается результатами различных рейтингов и статистическими данными. Беларусь занимает 32-е место по Индексу образования в рейтинге Индекса человеческого развития и 17-е место по показателю «Доступ к базовым знаниям» в Индексе социального прогресса за 2020 год.
Ключевой показатель, говорящий о качестве образования в стране, – уровень грамотности взрослого населения, который в Беларуси достигает 99,9%. Это свидетельствует о широком доступе к образованию и активной работе системы поддержки грамотности. Более 2 миллионов детей, учащихся, студентов и слушателей обучаются в более чем 8 тысячах учреждений образования, где трудятся около 430 тысяч работников.
Развитие образования в Беларуси осуществляется через различные уровни образовательных учреждений. Начиная с дошкольного образования, дети получают базовые навыки и знания, необходимые для дальнейшего учебного процесса. В общем среднем образовании учащиеся получают фундаментальные знания в различных предметах, а также развивают навыки анализа, критического мышления и коммуникации.
Профессионально-техническое образование в Беларуси предоставляет возможность получить практические навыки и специализацию в различных профессиональных областях. Это помогает выпускникам успешно вступить в трудовую жизнь и стать полезными членами общества.
Высшее образование играет важную роль в развитии страны. В Беларуси существуют как государственные, так и частные высшие учебные заведения. Они предлагают обучение в широком спектре направлений, начиная от гуманитарных и естественных наук до технических и медицинских. Высшее образование в Беларуси ориентировано на актуальные требования рынка труда, что позволяет выпускникам быстро найти работу и успешно реализоваться в своей профессиональной сфере.
Белорусская система образования продолжает развиваться и совершенствоваться, чтобы соответствовать современным требованиям. Улучшение доступа к образованию, повышение качества обучения и развитие научно-исследовательской деятельности являются основными направлениями развития системы образования в Беларуси.
Список ТНПА по теме ЦУР «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования»
Издания учебные для общего среднего образования. Общие технические условия = Выданні вучэбныя для агульнай сярэдняй адукацыі. Агульныя тэхнічныя ўмовы : СТБ 1021-2014. – Взамен СТБ 1021-2007 ; введ. 01.07.15. – Минск : Госстандарт, 2015. – 27 с.
Стандарт распространяется на печатные учебные издания, в том числе комбинированные (учебники, учебные пособия, пособия, практикумы, хрестоматии) издания, учебные наглядные пособия, выпускаемые с использованием шрифтов кириллической и (или) латинской графических основ, предназначенные для учащихся, обучающихся в учреждениях образования, реализующих образовательные программы начального, базового и среднего образования, одобренные в установленном порядке в качестве соответствующего вида издания Министерством образования Республики Беларусь (Минобразования), и устанавливает требования к шрифтовому оформлению и качеству полиграфического исполнения изданий. Стандарт не распространяется на электронные, картографические издания (атласы, контурные карты и др.), учебные наглядные пособия, имеющие листовую форму, издания, содержащие методические или дидактические материалы, предназначенные для педагогических работников (СТБ 7.204), и на издания, предназначенные для учащихся, обучающихся в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования (СТБ 1340).
Учебники и учебные пособия для системы профессионально-технического образования. Общие технические условия = Падручнiкi i вучэбныя дапаможнiкi для сiстэмы прафесiйна-тэхнiчнай адукацыi. Агульныя тэхнiчныя ўмовы : СТБ 1198-99. – Введ. 01.07.00. – Минск : Госстандарт, 2000. – 13 с. – Введен впервые.
Учебники и учебные пособия для системы высшего и среднего специального образования. Общие технические условия = Падручнікі і вучэбныя дапаможнікі для сістэмы вышэйшай і сярэдняй спецыяльнай адукацыі. Агульныя тэхнічныя ўмовы : СТБ 1339-2002. – Введ. 01.03.03. – Минск : Госстандарт, 2002. – 19 с. – Введен впервые.
Учебники и учебные пособия для специальной общеобразовательной школы. Общие технические условия = Падручнікі і вучэбныя дапаможнікі для спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы. Агульныя тэхнічныя ўмовы : СТБ 1340-2002. – Переизд. декабрь 2005 с Изм. 1 (ИУ ТНПА № 11-2005). – Введ. 01.03.03. – Минск : Госстандарт, 2005. – 20 с. – Введен впервые.
Обучающие организации. Системы менеджмента повышения компетентности. Требования и руководство по применению = Навучальныя арганізацыі. Сістэмы менеджменту павышэння кампетэнтнасці. Патрабаванні і кіраўніцтва па прымяненні : СТБ ISO 21001-2021. – Введ. 01.02.22. – Минск : Госстандарт, 2021. – IX, 49 с. – Введен впервые.
Стандарт устанавливает требования к системе менеджмента повышения компетентности (СМПК) для тех случаев, когда организация: нуждается в демонстрации своей способности поддерживать приобретение и развитие компетентности посредством осуществления педагогической деятельности, обучения или исследования; нацелена повышать удовлетворенность обучающихся, других бенефициаров и персонала путем результативного применения этой СМПК, включая процессы для улучшения системы и обеспечения соответствия требованиям обучающихся и других бенефициаров. Все требования настоящего стандарта носят общий характер и предназначены для применения любой организацией, которая использует учебную программу для поддержки развития компетентности посредством осуществления педагогической деятельности, обучения или исследований, независимо от типа, размера или метода предоставления. Стандарт может быть применен к обучающим организациям в рамках более крупных организаций, основной деятельностью которых не является образование, например подразделения профессиональной подготовки. Стандарт не распространяется на организации, которые только выпускают или изготавливают образовательную продукцию.
Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Ч. 3. Основной профиль применения = Інфармацыйныя тэхналогіі. Навучанне, адукацыя і падрыхтоўка. Метададзеныя для адукацыйных рэсурсаў. Ч. 3. Асноўны профіль прымянення : ГОСТ ISO/IEC 19788-3-2015. – Введ. РБ 01.11.17. – Минск : Госстандарт, 2017. – IV, 21 с. – Введен впервые.
Цель стандарта ISO/IEC 19788 состоит в том, чтобы определить элементы метаданных и их признаки для описания образовательных ресурсов. Стандарт ISO/IEC 19788 обеспечивает описание образовательных ресурсов элементами данных и ресурсами, непосредственно связанными с ними. 3 часть ISO/IEC 19788 разработана для того, чтобы помочь лицам, осуществляющим внедрение, с отправной точкой для принятия серии стандартов ISO/IEC 19788, определяя прикладной профиль, который описывает использование наборов элементов, указанных в ISO/IEC 19788-2, посредством добавления ограничений к использованию некоторых элементов данных.
Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Ч. 5. Образовательные элементы = Інфармацыйныя тэхналогіі. Навучанне, адукацыя і падрыхтоўка. Метададзеныя для адукацыйных рэсурсаў. Ч. 5. Адукацыйныя элементы : ГОСТ ISO/IEC 19788-5-2015. – Введ. РБ 01.09.17. – Минск : Госстандарт, 2017. – IV, 27 с. – Введен впервые.
Стандарт определяет элементы метаданных и их атрибуты для описания образовательных ресурсов. Это включает в себя правила, регулирующие идентификацию элементов метаданных и спецификации атрибутов метаданных.
Требования для учреждений общего среднего образования : санитарные нормы и правила : утв. М-вом здравоохранения Респ. Беларусь 27.12.12 № 206 // Сборник нормативных документов по учреждениям общего среднего образования. – Минск, 2014. – С. 3–68.
Санитарные нормы и правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к земельному участку и территории, планировке, санитарно-техническому благоустройству, оборудованию, освещению и содержанию помещений, организации образовательного процесса, гигиенического обучения и воспитания, питания учащихся в следующих видах учреждений общего среднего образования: начальная школа; базовая школа; средняя школа; вечерняя школа; гимназия; гимназия-интернат; лицей; специализированный лицей; кадетское училище; суворовское училище; санаторная школа-интернат; учебно-педагогический комплекс (ясли-сад – начальная школа; ясли-сад – базовая школа, ясли-сад – средняя школа, детский сад – начальная школа, детский сад – базовая школа, детский сад – средняя школа, базовая школа – колледж искусств, средняя школа – колледж искусств, гимназия – колледж искусств, средняя школа – училище олимпийского резерва); межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации; межшкольный центр допризывной подготовки. Требования к условиям и организации образовательного процесса, установленные в Санитарных нормах и правилах для учреждений образования, распространяются также на: школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; на иные учреждения образования и организации, в которых реализуются образовательные программы общего среднего образования: специальные учебно-воспитательные учреждения; специальные лечебно-воспитательные учреждения; учреждения высшего образования; санаторно-курортные организации (санаторно-курортные организации для детей и детей с родителями, детские реабилитационно-оздоровительные центры); оздоровительные организации (образовательно-оздоровительные центры, оздоровительные центры (комплексы) для детей); организации здравоохранения (стационары).
Требования для отдельных учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью : санитарные нормы и правила : утв. М-вом здравоохранения Респ. Беларусь 12.12.2012 № 197. – Минск : РЦГЭиОЗ, 2014. – 48 с.
Настоящие Санитарные нормы и правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования для специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов), вспомогательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов), вспомогательных школ (вспомогательных школ-интернатов), центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, распространяются в части оборудования учебных помещений и организации образовательного процесса на пункты коррекционно-педагогической помощи, созданные в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, a также иные организации и учреждения образования, реализующие образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования.
*изображения сгенерированы нейросетью и носят иллюстративный характер