Не секрет, что в наше время автомобили значительно упрощают жизнь. Однако чтобы в любое время года автомобиль безопасно служил человеку, необходимо постоянно о нем заботиться. Конец осени – самое время заменить летние шины на зимние.
Первые шины появились более 170 лет назад. Надевать на колесо надутую воздухом резиново-парусиновую шину придумал шотландец Роберт Уильям Томсон: в 1845–1847 гг. он получает патенты на это изобретение в Великобритании, Франции и США, чем кладет начало истории покрышек в современном понимании этого слова. Благодаря стремительному развитию научно-технического прогресса в данном направлении и кропотливой работе многочисленных изобретателей сегодня мы имеем возможность пользоваться высокотехнологичными шинами, качество которых соответствует требованиям международных, национальных и региональных стандартов, технических регламентов и кодексов.
В Беларуси также разрабатываются и применяются технические нормативные правовые акты (ТНПА) на производство, обслуживание и ремонт автомобильных шин. Так, например, разработанный в 2011 году технический кодекс установившейся практики ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания» распространяется на обслуживание и ремонт автомобильных шин, осуществляемые организациями, эксплуатирующими автомобильные шины, производящими их обслуживание и ремонт. В 2017 году в него были внесены значительные изменения.
Сегодня технический кодекс включает:
– классификацию автомобильных пневматических шин, предназначенных для установки на транспортные средства категорий M, N, O;
– сведения о маркировке и обозначении шин, камер, ободных лент, дисков;
– сведения о транспортировке и хранении шин;
– нормы и правила обслуживания автомобильных пневматических шин;
– обязанности водителей по уходу за шинами;
– правила учета работы автомобильных шин;
– эксплуатационные нормы пробега автомобильных шин;
– нормы и правила по ремонту, восстановлению и снятию с эксплуатации автомобильных шин и др.
ТКП 299-2011 снабжен справочными и обязательными приложениями, устанавливающими:
– типы конструкций автомобильных шин;
– типы рисунка протектора шин, их маркировку;
– индекс нагрузки (грузоподъемности) шин и соответствующие ему нагрузки;
– индекс скорости;
– соотношение между индексами и величинами давления;
– отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение;
– определение площади предельного износа рисунка протектора и места его замера;
– гарантийные нормы пробега шин, прошедших ремонт местных повреждений покрышек;
– гарантии изготовителей шин и др.
В Приложениях можно найти также шаблоны следующих бланков:
– карточка учета работы автомобильной шины;
– сопроводительная ведомость;
– акт рекламации на шину, не выдержавшую гарантийного пробега, установленного государственными стандартами;
– заключение комиссии организации по рассмотрению причин преждевременного выхода шины из строя;
– заключение комиссии по рассмотрению рекламации на шину.
Информацию о требованиях к автомобильным шинам можно также найти в действующих на территории Республики Беларусь ТНПА:
ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»;
СТБ ISO 28580-2012 «Шины для легковых и грузовых автомобилей и автобусов. Методы измерения сопротивления качению. Испытания в одной лаборатории и корреляция результатов измерения»;
ГОСТ 2631-79 «Материалы для восстановления и ремонта пневматических шин. Технические условия»;
ГОСТ 4754-97 «Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия»;
ГОСТ 5170-73 «Аптечки для ремонта пневматических шин. Технические условия»;
ГОСТ 5513-97 «Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия»;
ГОСТ 26585-2003 «Шины пневматические крупногабаритные и сверхкрупногабаритные для внедорожных карьерных автомобилей. Технические условия»;
ГОСТ 33672-2015 «Автомобильные транспортные средства. Шипы противоскольжения. Технические требования и методы испытаний»;
ГОСТ 34342-2017 «Автомобильные транспортные средства. Шины пневматические зимние, оборудованные шипами противоскольжения. Методы испытаний по определению величины износа тестового дорожного покрытия»;
Глобальные технические правила № 16 «Глобальные технические правила, касающиеся шин»;
Правила ООН 30 (02)/Пересмотр 3 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пневматических шин для автотранспортных средств и их прицепов»;
Правила ООН 54 (00)/Пересмотр 3 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пневматических шин транспортных средств неиндивидуального пользования и их прицепов»;
Правила ООН 109 (00)/Пересмотр 1 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения производства пневматических шин с восстановленным протектором для транспортных средств индивидуального пользования и их прицепов».