6 ноября 1814 года родился изобретатель саксофона Адольф Сакс. В этот день традиционно отмечается Международный день саксофона.
Адольф (Антуан Жозеф) Сакс (фр. Antoine-Joseph (Adolphe) Sax) родился в семье известного мастера духовых инструментов Шарля-Жозефа Сакса в бельгийском городке Динан. При поддержке отца юный Адольф занялся продолжением семейного дела. Он без устали изобретал и совершенствовал инструменты, играл на них. Ему было 16 лет, когда он представил на выставке в Брюсселе флейты и кларнеты с отделкой из слоновой кости. На экспозиции выставки 1840 года он продемонстрировал девять изобретений, в том числе орган, процесс настройки фортепиано и экран отражения звука.
Музыкальное образование Адольф Сакс начал в 1828 году в Королевской музыкальной школе в Брюсселе по классу флейты и кларнета. После окончания школы Сакс начал экспериментировать с новыми типами инструментов. Его первые важные изобретения касались кларнета. К двадцати годам он придумал совершенно новый тип кларнета с 24 клапанами, за ним последовал бас-кларнет, который заметил и оценил директор Парижской оперы Франсуа-Антуан Хабенек на Брюссельской промышленной выставке 1835 года. Кларнет был удостоен почетной грамоты, а в 1840 году Сакс получил патент на свое изобретение.
В 1836 году Сакс эмигрировал из Бельгии во Францию, богатый идеями, но с тридцатью франками в кармане, где он надеялся представить свое изобретение – абсолютно новый музыкальный инструмент, который позже будет назван в его честь. Через шесть лет Сакс открыл в Париже фабрику духовых инструментов, где он и получил широкую известность как изобретатель и проектировщик.
Он усовершенствовал многие инструменты и создал целую группу для военных духовых оркестров – саксгорны. Но мировую известность ему принесло изобретение саксофона. Мастер взял кларнет, заменил дерево металлом, приспособил более удобный мундштук и изменил сечение, сделав инструмент расширяющимся книзу, снабдил новый инструмент более прогрессивной гобойной и флейтовой аппликатурой.
В июне 1842 года Сакс познакомился с известным композитором и музыкальным критиком Гектором Берлиозом, чье влияние в парижских музыкальных кругах было очень велико. Для Сакса это знакомство стало началом плодотворной и удивительной жизни. Берлиоз стал покровителем Сакса и помог ему найти спонсоров.
Только 23 июня 1846 года изобретатель получил патент № 3226 на саксофон, на котором играл уже четыре года, а задумал его еще в 1838 году. За пять месяцев до получения патента Сакс проиграл в суде дело – его обвинили в «мошенничестве и фальсификации». Сохранилось решение суда, в котором говорится, что «музыкальный инструмент под названием «саксофон» не существует и не может существовать».
Адольф Сакс представил свое изобретение как «мундштучный офиклеид». Саксофоном его назвал друг мастера Гектор Берлиоз в статье, посвященной изобретению, и слово тут же стало популярным. Берлиоз содействовал продвижению его в массы, поскольку сразу понял, что перед ним гениальный человек и его творение. Между двумя музыкантами возникла крепкая дружба. Статью Берлиоза 1842 года без преувеличения можно назвать одой, посвященной Саксу, его талантам, коих было немало, и тому, что выходило из-под его рук.
«По-моему, основное достоинство нового инструмента – в разнообразной прелести его акцента, порой серьезного, спокойного, порой страстного, мечтательного и меланхолического, а порой неясного, как слабое отражение уже отзвучавшего эха, похожего на смутную жалобу ветра в кронах деревьев, скажу даже – на мистические вибрации колокола, по которому ударили уже давным-давно. Не существует другого известного мне инструмента, который бы обладал таким странным резонансом, живущим на грани тишины», – писал Берлиоз.
Щедрая хвала Берлиоза открыла Адольфу Саксу двери в музыкальный мир великих и знаменитых. Его принимали в модных салонах, он встречался с композиторами, играл перед ними, принимал гостей в своих мастерских.
Однако Сакс не ограничился изобретением саксофона. Его цель состояла в том, чтобы охватить наибольшее количество регистров и способствовать включению его инструментов в состав оркестров. В 1843 году он подал заявки на патенты на коллекцию из шестиклапанных валторн, более известных как саксгорны, а в 1845 году запатентовал семь конструкций класса инструментов, известных как сакстромбы. Затем в 1846 году подал заявку на патент на семейство саксофонов, а в 1849 году – на семейство сакстуб.
С 1857 года он вел класс саксофона в Парижской консерватории и издал пособия по обучению игре на всех изобретенных им инструментах. Это не помешало ему продолжить поиски и получить в 1866 году патент № 70894 на усовершенствованный саксофон. После франко-прусской войны 1870-1871 гг. Парижская консерватория приостановила занятия по классу саксофона. Однако это не помешало Адольфу Саксу, который никогда не прекращал совершенствовать свои саксофоны, получить очередной патент в 1880 году. Всего Адольф Сакс запатентовал 46 изобретений.
Триумф Сакса не мог не вызвать зависти у других мастеров музыкальных инструментов, и вскоре он стал жертвой недобросовестной конкуренции. В итоге судебные расходы разорили Сакса, его фирма по производству музыкальных инструментов обанкротилась, а многолетние тяжбы подорвали здоровье. Сакс умер в бедности на 80-м году жизни и был похоронен на кладбище Монмартр в Париже. Он не дожил до эпохи джаза, которая сделала саксофон любимым инструментом миллионов.
Сакс никогда не был женат, но у него была гражданская супруга испанского происхождения Луиза-Адель Маор, которая родила ему пятерых детей и умерла в возрасте тридцати лет. После смерти изобретателя его дело продолжил один из сыновей – Адольф-Эдуард (1859–1945), который с 1888 года был руководителем духового оркестра Парижской оперы. В 1929 году предприятие Сакса купила парижская фирма SELMER. Таким образом, ее владелец Анри Зельмер стал преемником изобретателя саксофона, бережно храня память о нем. Символом этой преемственности стал гигантский саксофон, установленный на родине Сакса в Динане. Графический дизайн инструмента вдохновлен новейшими саксофонами SELMER.
- Начиная с 1994 года каждые 4 года в память об изобретателе и музыканте проводится Международный конкурс саксофонистов. Он проходит на родине Сакса в городе Динан (Бельгия) и признан одним из самых престижных конкурсов классических саксофонистов в мире.
- Адольф Сакс был изображён на банкноте в 200 франков, находившейся в обращении до введения в Бельгии евро.
- К 200-летию со дня рождения Адольфа Сакса в Бельгии была выпущена золотая монета 50 евро тиражом 1000 экземпляров.
- В Динане есть музей музыкальных инструментов Адольфа Сакса и памятник ему. Изобретатель присел на скамеечку и задумался о превратностях судьбы.