Советский изобретатель Иван Константинович Матросов во второй половине 20-х годов XX столетия создал автоматический тормоз для подвижного состава, который совершил переворот в развитии железнодорожного транспорта и был назван «тормозом Матросова» в честь его создателя.
Иван Константинович Матросов родился 28 июня 1886 года в селе Малые Соли Ярославской области в семье сапожника. В 1904-1916 гг. работал в железнодорожном депо города Рыбинска сначала слесарем-ремонтником, позже стал машинистом паровоза.
В те годы на железнодорожном транспорте использовались воздушные тормоза конструкции американского промышленника Джорджа Вестингауза, которые не обеспечивали плавности хода и стабильной длины тормозного пути. К тому же тормозами Вестингауза оборудовались лишь пассажирские вагоны, а на грузовых вагонах были еще менее надежные ручные тормоза, для чего на площадке каждого вагона находился так называемый «тормозильщик». Возможно, именно тогда, поработав машинистом, Матросов на своём опыте почувствовал, насколько неудобно и ненадежно ручное торможение.
В 1923 году, окончив училище техников путей сообщения в Петрограде и приступив к работе по новой специальности на Северо-Западной железной дороге, Матросов всерьёз задумался над разработкой автоматического тормоза.
Свой первый тормоз для грузовых поездов он разработал в 1926 году, второй — в 1927 году, третий — в 1928 году. Матросов создал свою схему для двух режимов работы тормоза: при груженом и при порожнем вагонах. В тормозе Матросова впервые в мире решалась задача постоянства времени наполнения тормозного цилиндра независимо от величины хода поршня и утечек воздуха из тормозного цилиндра. Воздухораспределитель был стандартным для тормозных цилиндров всех размеров.
К концу 1929 г. появилось три новых типа автотормозов: тормоз М — И.К. Матросова, тормоз С – инженера Б.Л. Карвацкого и тормоз К-2 – инженера Ф.П. Казанцева.
Каждая из этих трех систем тормозов имела свои особенности, выгодно отличавшие ее от имевшихся в то время заграничных систем. В связи с этим было решено изготовить по 50 экземпляров каждого тормоза и провести сравнительные испытания для окончательного выбора типового тормоза. Такие испытания были проведены в декабре 1930 г. и январе 1931 г. сначала на равнинной железной дороге на участке Москва – Савелово, а затем в горных условиях на Сурамском и Джаджурском перевалах Северо-Кавказской железной дороги, где по сложнейшему участку железной дороги прошел необычный двухкилометровый состав, снабженный сразу тремя различными системами торможения.
Испытания показали, что лучшим оказался тормоз Матросова. Он значительно превосходил системы, предложенные другими авторами, а также зарубежные конструкции. Тормоз Матросова отличался, прежде всего, оригинальной конструкцией главного прибора – воздухораспределителя. Именно за счет его применения изобретателю удалось резко сократить тормозной путь поезда, он стал как никогда коротким и стабильным.
Автоматический тормоз Матросова был принят Коллегией Министерства путей сообщения в 1931 году в качестве типового для грузового подвижного состава железных дорог СССР. В 1932 году начат массовый выпуск воздухораспределителя М-320 системы Матросова. Серийное производство новых систем в кратчайшие сроки освоили на Московском тормозном заводе (современным правопреемником предприятия является АО МТЗ ТРАНСМАШ), сам же изобретатель возглавил испытательную лабораторию, позже – конструкторское бюро. К ноябрю 1935 г. в парке подвижного состава насчитывалось уже около 31 % грузовых вагонов, оборудованных автотормозами. Введение автотормозов позволило резко увеличить скорость и вес поездов, повысило безопасность движения. К середине 1937 г. допускаемые скорости поездов на железных дорогах СССР повысились в среднем в полтора раза при одновременном уменьшении тормозного пути. Это стало прорывом в развитии транспорта. Должность «тормозильщика» ушла в прошлое, теперь торможением всех вагонов мог управлять машинист.
В 1935 году с открытием в Москве метрополитена Матросов реконструировал свой тормоз применительно к условиям работы в метро. А в последующие годы им был изобретен электропневматический тормоз, концевой кран клапанного типа, кран машиниста, ряд других узлов тормозных устройств.
Автоматические тормоза Матросова очень пригодились железнодорожникам в годы Великой Отечественной войны, особенно при налетах фашистской авиации. За счет приборов, значительно сокративших тормозной путь, машинисты маневрировали скоростью, избегая прямых попаданий авиабомб в эшелоны. Во время войны Матросов разработал модификацию своего тормоза, предназначенную для санитарных поездов, которая обеспечивала особо плавное торможение. Это позволило увеличить длину санитарных поездов почти вдвое.
В дальнейшем Матросов разработал конструкцию тормоза для пассажирских поездов. В 1944 г. были проведены параллельные испытания нового пассажирского тормоза Матросова и тормоза Вестингауза, который применялся на советских железных дорогах до этого времени. Тормоз Матросова имел три режима торможения, что позволяло осуществить плавное торможение в поездах любой длины, чего не допускал тормоз Вестингауза.
Учитывая эти и другие преимущества, было решено принять тормоз Матросова в качестве типового для пассажирских поездов.
В 1950-1960 гг. на основе конструкций Матросова был разработан целый ряд новых приборов, отличающихся хорошими эксплуатационными свойствами и высокой надежностью. В 1951 году на Московском тормозном заводе было создано Специальное конструкторское бюро тормозостроения, которое объединило усилия многих крупных специалистов в этой области. Иван Константинович проработал в нем до последних дней своей жизни, отдавая любимому делу все свои знания.
Изобретательский талант И.К. Матросова получил высокую оценку у руководства страны. Он был награжден орденом Ленина (1931), орденом Трудового Красного знамени и Красной звезды, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
И.К. Матросов стал первым изобретателем на транспорте, получившим Сталинскую премию в 1941 году.
Иван Константинович Матросов умер 30 октября 1965 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Его имя вошло в историю развития мировой техники, а современный грузовой подвижной состав до сих пор оборудован воздухораспределителями Матросова различных модификаций.
Он сумел создать совершенные конструкции тормозов, которые до сих пор используются на железных дорогах России и стран СНГ, многих государств Европы и Азии.
Изобретатель никогда не искал славы, но его имя красовалось на сотнях вагонов, на которых было написано: «Тормоз Матросова».
5 фактов об Иване Матросове
- В 1928 году в газете «Комсомольская правда» было напечатано стихотворение Владимира Маяковского «Товарищи хозяйственники!», посвященное защите изобретателей и бюрократическим проблемам при внедрении изобретений. Поводом для его написания стала история с тормозом Матросова.
- Согласно введенной в СССР в 1943 г. системе званий для высшего начальствующего состава железнодорожного транспорта звание Ивана Константиновича Матросова называлось «генерал-директор тяги III ранга».
- 40 лет из своей более чем 60-летней трудовой деятельности Иван Константинович Матросов посвятил изобретательству в области автоторможения.
- Всего Иван Константинович Матросов получил 53 авторских свидетельства на изобретения в области систем железнодорожных автоматических тормозов.
- В 1987-1990 гг. существовала пост-панк-группа «Тормоз Матросова».
Товарищи хозяйственники!
Ответьте на вопрос вы —
что сделано, чтоб выросли Казанцевы и Матросовы?
Вы
на ерунду
миллионы ухлопываете,
а на изобретателя
смотрите кривенько.
Миллионы
экономятся
на массовом опыте,
а вы
на опыт
жалеете гривенника…
В. Маяковский