Существует постоянная потребность в том, чтобы обучающие организации оценивали степень своего соответствия требованиям обучающихся и развивали свои способности в этом направлении.
Обучающая организация – организация, основной деятельностью которой является предоставление образовательных услуг и образовательной продукции. Образовательная услуга – это процесс, который поддерживает приобретение и развитие компетентности обучающихся, то есть их способности применять знания и навыки для достижения намеченных результатов, в рамках педагогической деятельности, обучения или исследования. Образовательная продукция – учебные ресурсы (материальные и цифровые), используемые для педагогической поддержки образовательной услуги. К ним относятся, например, учебники, рабочие тетради, развивающий материал, обучающие игры, веб-сайты, программное обеспечение, онлайн-курсы, учебные и методические пособия, справочники, фильмы, веб-трансляции, подкасты и т.д.
Стандарт СТБ ISO 21001-2021 «Обучающие организации. Системы менеджмента повышения компетентности. Требования и руководство по применению» устанавливает требования к системе менеджмента повышения компетентности (СМПК) для тех случаев, когда организация:
- нуждается в демонстрации своей способности поддерживать приобретение и развитие компетентности посредством осуществления педагогической деятельности, обучения или исследования;
- нацелена повышать удовлетворенность обучающихся, других заинтересованных лиц и персонала путем результативного применения этой СМПК.
Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 21001:2018 «Организации образовательные. Системы менеджмента для образовательных организации. Требования и руководство по применению». Стандарт введен в действие с 1 февраля 2022 г.
Все требования настоящего стандарта носят общий характер и предназначены для применения любой организацией, которая использует учебную программу для поддержки развития компетентности посредством осуществления педагогической деятельности, обучения или исследований, независимо от типа, размера или метода предоставления.
Стандарт может быть применен к обучающим организациям в рамках более крупных организаций, основной деятельностью которых не является образование, например, к подразделениям профессиональной подготовки. Стандарт не распространяется на организации, которые только выпускают или изготавливают образовательную продукцию.