Ежегодно в последнее воскресенье сентября в Беларуси по традиции отмечается День машиностроителя.
Машиностроение — это базовая отрасль экономики любой высокоразвитой страны, сердце индустрии, важнейшая ветвь промышленности, ее интеллектуальный потенциал.
Стоит отметить, что машиностроение — это не только автомобилестроение. Это станки, оборудование, ядерные реакторы, подводные лодки, космические корабли, пылесосы и стиральные машины.
Беларусь сегодня — один из основных поставщиков тракторов, станков и другой спецтехники не только в страны постсоветского пространства, но другие государства. Далеко за пределами республики известны тракторы «МТЗ», карьерные самосвалы «БЕЛАЗ», тягачи и автобусы «МАЗ», вагоны железнодорожные или трамвайные «Штадлер Минск», легковые автомобили «БЕЛДЖИ», бытовая техника «Горизонт», «Витязь», «АТЛАНТ», лифты «Могилевлифтмаш», комбайны «Гомсельмаш», дорожно-строительная и лесозаготовительная техника «Амкодор». Многие из этих предприятий начали функционировать уже более полувека назад.
День машиностроителя отмечают специалисты самых разных профилей, кто так или иначе профессионально связан с механизмами. Это и те, кто их изобретает, и кто совершенствует, отвечает за эксплуатацию и эффективную работу.
Интересные факты
- Первые автомобили не могли похвастаться наличием рулевых колес, поворот машины был возможен только с помощью специального рычага.
- Первый автомобиль с бензиновым двигателем внутреннего сгорания был создан в 1885 году известным изобретателем по имени Карл Бенц.
- Номерные знаки использовались еще в конных экипажах, первый автомобиль с номером появился в 1899 году, до России такая «мода» дошла только в 1904 году.
- Первый принесший прибыль гусеничный трактор появился в компании Caterpillar. Он был обкатан в калифорнийских полях еще в 1905 году. Это событие было зафиксировано на фотопленку. Снимки облетели крупнейшие СМИ, успех был триумфальным.
- Впервые слово «бульдозер» появилось в конце XIX века. Им обозначалась любая сила, которая была в состоянии сдвинуть предметы большой массы. Первым бульдозером стал трактор с огромной металлической пластиной.
- Когда Юрий Гагарин вернулся из космоса, ему подарили машину «Волга», на номерах которой были указаны дата отправки в космос и инициалы космонавта – «12-04 ЮАГ».
- Советский автомобиль «Победа» изначально назывался «Родина», но после того, как Сталин спросил, за сколько собираются продавать родину, название сменили.
- Мировой рынок машиностроения до пандемии, которая вызвала спад производства, оценивался более чем в 2,5 триллиона евро. Ведущей страной по производству машин стал Китай.
- Скорость срабатывания подушки безопасности достигает 5 тысяч километров в час, причем максимальная скорость развивается за одну секунду. Все сделано для того, чтобы подушка открывалась за 40 миллисекунд после аварии или столкновения.
Представляем вашему вниманию малую часть патентных документов, имеющихся в фонде РНТБ, в которых отображены новейшие разработки, относящиеся к машиностроению.
Патент RU 2776606 «Инерционный роторный двигатель»
Заявляемые технические решения относятся к двигателестроению, а именно к инерционным роторным машинам объемного типа, используемым как в промышленности, так и на транспорте, либо вместо паровой турбины, либо как пневмодвигатель, либо в качестве привода для различных устройств.
Патент RU 2776606 «Инерционный роторный двигатель»
Заявляемые технические решения относятся к двигателестроению, а именно к инерционным роторным машинам объемного типа, используемым как в промышленности, так и на транспорте, либо вместо паровой турбины, либо как пневмодвигатель, либо в качестве привода для различных устройств.
Патент RU 2774121 «Электрический двигатель для транспортных средств»
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для электрического привода транспортных средств. Электрический двигатель для транспортных средств содержит двухсторонний аксиальный неявнополюсный статор с радиально расположенными катушками обмоток и две плоские части аксиального асинхронного ротора.
Патент RU 2773781 «Автомобильная подвеска с колесом, защищающая людей и среднюю часть кузова в момент автоаварии»
Техническое решение относится к автомобилестроению, к устройствам защиты средней части кузова автомобиля в момент аварии с 25-процентным и более перекрытием, направленное на обеспечение безопасности водителя и пассажиров и может быть использовано как элемент пассивной безопасности при эксплуатации автомобиля.
Патент RU 2764612 «Привод гибридного автомобиля»
Изобретение относится к автомобилестроению. Привод гибридного автомобиля содержит двигатель внутреннего сгорания, синхронный электродвигатель и шестеренную передачу с дифференциалом для привода двух колес, аккумулятор с инвертором тока и систему управления с бортовым компьютером. Между двигателем внутреннего сгорания, синхронным электродвигателем и шестеренной передачей установлены электромагнитные муфты.
Полезная модель RU 212152 «Узел размещения системы охлаждения карьерного самосвала с электромеханической трансмиссией»
Полезная модель относится к автомобилестроению, а именно к карьерным самосвалам. Узел размещения системы охлаждения карьерного самосвала с электромеханической трансмиссией содержит радиатор реактивных резисторов, радиатор двигателя внутреннего сгорания, при этом радиатор реактивных резисторов смещен с палубы в сторону наклонной передней стенки кузова карьерного самосвала, где палуба размещена на шасси карьерного самосвала, а радиатор двигателя внутреннего сгорания смещен под днище кузова на раму карьерного самосвала в направлении высоты транспортного средства.
Патент BY 23086 «Коробка передач транспортного средства»
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к многоскоростным коробкам передач вального типа с переключением под нагрузкой для различных транспортных и строительных машин.
Патент BY 21946 «Экскаватор шагающий»
Изобретение относится к землеройным машинам и может быть использовано в горнодобывающей промышленности для выемочно-погрузочных работ при открытом способе добычи полезных ископаемых.
Заявка CN 112936235 «Mechanical engineering robot with buffer structure» = «Машиностроительный робот с буферной структурой».
Изобретение раскрывает машиностроительного робота с буферной конструкцией. Робот в основном используется для автоматического зажима обрабатываемых деталей в машиностроении, где добавляется буферная структура, так что срок службы эффективно продлевается, а последующие затраты на техническое обслуживание снижаются.
Патент CN 215357504 «Precision mechanical engineering is with high cnc engraving and milling machine of accuracy» = «Прецизионный гравировальный и фрезерный станок с ЧПУ для точного машиностроения».
Полезная модель раскрывает высокоточный гравировально-фрезерный станок, который содержит корпус, при этом с двух сторон верхней части корпуса станка неподвижно соединены вертикальные трубы, во внутренней полости каждой вертикальной трубы расположена подвижная пластина, неподвижно соединен вертикальный стержень к вершине подвижной пластины, а поперечная пластина неподвижно соединена с вершиной каждого вертикального стержня.
Заявка WO 2022164333 «Internal combustion engine with oppositely placed pistons» = «Двигатель внутреннего сгорания с противоположным расположением поршней».
Двигатель внутреннего сгорания с противоположно расположенными поршнями относится к области машиностроения, представляет собой двигатель внутреннего сгорания, преобразующий прямолинейное движение поршней во вращательное движение коленчатых валов. Техническая задача решается за счет снабжения двух поршней одной форсункой, которые обеспечивают вращательное движение коленчатых валов. На горизонтально расположенном блоке двигателя размещена головка двигателя, в которой расположен распределительный механизм, соединенный цепью с коленчатыми валами, которые соединены между собой шестернями.
Полезная модель CN 216655293 «Mechanical rapid sand screening machine for civil engineering» = «Механическая машина для быстрого просеивания песка для гражданского строительства».
Полезная модель относится к механической машине для быстрого просеивания песка для гражданского строительства, которая содержит корпус, верхний и нижний концы корпуса соответственно снабжены загрузочным и разгрузочным отверстиями, которые снабжены загрузочным и разгрузочным бункерами. Нижний конец внутренней стенки корпуса неподвижно соединен с четырьмя фиксирующими пластинами через равные промежутки, а нижний конец внутренней стенки корпуса неподвижно соединен с неподвижными пластинами.