9 августа 1859 года был выдан первый патент на машину, подобную эскалатору.
Ее придумал американец Натан Эймс, чтобы предоставить людям возможность подниматься и спускаться с одного этажа здания на другой, не прилагая усилий. Изобретение эскалатора изменило сферу услуг — торговлю и транспорт. С помощью эскалатора постоянный поток людей мог подниматься вверх или спускаться под землю. Людям понравилось такое удобство – ведь оно отвечает свойству человеческой натуры, которое породило известную фразу: «Умный в гору не пойдет…».
Свое изобретение Натан Эймс назвал Revolving stairs («Вращающиеся лестницы»). Сущность его заключалась в размещении ступеней на наклонной бесконечной ленте, цепях или веревках, которые могут приводиться в движение вручную (в частных домах) или паром (в больших общественных зданиях). При желании лестницу можно было использовать и обычным способом. Но идея изобретателя так и не получила распространения и ни одной рабочей модели не было построено.
Впервые прокатиться на эскалаторе стало возможно в середине 1890-х гг. в парке Кони-Айленд в Нью-Йорке, где его установили как аттракцион для туристов. Устройство под названием Endless conveyer or elevator («Бесконечный конвейер или лифт») сконструировал и запатентовал в 1892 г. американский инженер Джесси Уилфорд Рено. Движущаяся лестница поднимала пассажиров в районе Старого Железного пирса на конвейерной ленте под углом 25 градусов. За две недели работы в Кони-Айленд лестница перевезла около 75 000 человек, затем ее перенесли на манхэттенский вход Бруклинского моста.
В дальнейшем Рено усовершенствовал свое изобретение и в 1899 г. запатентовал Inclined elevator («Наклонный лифт»). Многие из новаторских функций этого устройства до сих пор используются в эскалаторах, например, перила с резиновым покрытием. Рено также разработал систему, которая предотвращала застревание предметов или ног на лестнице. В 1902 г. он создал компанию «Reno Electric Stairways and Conveyors», построил действующие эскалаторы для нескольких американских систем метро и спроектировал спиральный эскалатор, который был установлен в лондонском метро.
Как это часто бывает, многие изобретатели создают одну и ту же технологию или устройство практически одновременно. В 1899 г. патент на эскалатор Elevator («Лифт») получил еще один американский изобретатель Чарльз Сибергер (патент US617779). В сотрудничестве с крупнейшим производителем подъемного оборудования – компанией «Otis» – Ч. Сибергер на основе своей конструкции произвел эскалатор, предназначенный для общественного пользования, который в 1900 г. был представлен на Всемирной выставке в Париже и получил первый приз. Многочисленные посетители выставки имели возможность прокатиться по самодвижущейся чудо-лестнице. С легкой руки Ч. Сибергера в наш лексикон вошел и новый термин — «эскалатор» (объединил американский вариант слова «лифт» — «elevator» с латинским «scala» — «ступени»). Наравне с лифтами эскалаторы стали основным видом продукции компании «Otis» (с 1898 г. – «Otis Elevator Company»). В 1910 г. Чарльз Сибергер продал свои патентные права этой компании. В 1911 г. «Otis Elevator Company» купила компанию Джесси У. Рено.
В 1920-х годах инженеры «Otis Elevator Company» объединили и улучшили конструкции Джесси Рено и Чарльза Сибергера и эскалатор приобрел облик, к которому мы привыкли. Вплоть до середины XX века компания была единственным производителем, которому разрешалось использовать название «эскалатор», поскольку обладала правами на товарный знак с таким названием.
С течением времени «эскалатор» стал примером бренда, который превратился в его продукт. Это происходит, когда товарные знаки приобретают такую популярность, что становятся названиями самих товаров, которые они брендируют. В данном случае – лестниц с электроприводом. В 1950 г. патентное ведомство США постановило, что слово «эскалатор» стало просто общим описательным термином для движущихся лестниц. Компания «Otis Elevator Company» утратила на него собственность.
Некоторое утешение производитель может найти в том, что это и есть показатель высочайшей популярности выпускаемого товара.