Путь к успеху предприятия, его конкурентоспособность на рынке – это новые идеи, творческие разработки и предложения сотрудников по внедрению новых технологий и материалов, конструкций, процессов и инструментов.
В 1872 году Альфред Крупп, немецкий промышленник и изобретатель, глава сталепромышленной компании, издал свои знаменитые генеральные директивы из 72 параграфов – правила и законы управления и организации предприятия, в которых 13-й параграф регулировал рационализаторскую деятельность: «Рацпредложения, нацеленные на внедрение новшеств и усовершенствований, должны, невзирая на их целесообразность, с признательностью приниматься от рабочих разного уровня и передаваться вышестоящему лицу для дальнейшей оценки и вынесения решения…» («Всеобщая директива», Альфред Крупп, 1872).
Так Альфред Крупп в Германии стал основателем рационализаторского движения на постоянной основе, но его правила заработали лишь в 1888 году, после смерти Круппа. C конца XIX века на предприятиях Германии было официально подтверждено внедрение рационализаторства как элемента организации производства со своими внутренними правилами и инструкциями. Сегодня Германия – мировой лидер по распространенности и результативности применения рационализаторства. На протяжении последних лет ежегодный эффект от использования предложений сотрудников фирм в Германии составляет в среднем более чем полмиллиарда долларов.
С 1880 года система подачи рацпредложений была официально внедрена в систему управления предприятием на судостроительной верфи William Denny Shipbuilding Company (Великобритания) и мануфактуре по производству замков Yale&Towne Company (США).
В целом, в истории развития рационализаторского движения, по оценкам современников, наибольшую роль сыграли три страны: Германия, США и Япония.
Одним из пионеров рационализаторского движения в США был изобретатель, автор 161 патента, промышленник Генри Форд. Он установил на своем автомобильном заводе яркие красные урны, куда каждый работник, независимо от образования и должности, мог опустить свое предложение любого содержания руководству завода и получить 1$ за идею.
Фирмы США гордятся числом и уровнем своих новаторов. Администрация стремится предоставить новатору оптимальный распорядок дня, оказывает ему помощь в экспериментах, чертежных и вычислительных работах, повышает его квалификацию, организует обучение, покупает литературу, посылает на конференции. В США выпущена инструкция для менеджеров, запрещающая им в разговорах с новаторами употреблять выражения: «а кто этим будет заниматься?», «замечательно, но…», «наверху это не понравится», «слишком рискованно», «я уже думал об этом в прошлом году, но ничего не вышло», «кто вас об этом просил?», «вы сумасшедший?» и т.п.
В послевоенные годы японские фирмы заимствовали концепцию и программы выдвижения рацпредложений у США и приступили к их широкому внедрению. Всемирно известной стала японская система сбора и использования творческого потенциала сотрудников на основе “кружков качества”, когда работники объединяются в неформальные творческие бригады для обсуждения и поиска решения основных проблем производства.
На каждого сотрудника в Японии приходится в 100 раз больше предложений, чем в США, а экономический эффект в расчете на одного сотрудника в Японии в 4 раза выше, чем в США.
Японцы знают не только своих спортивных и эстрадных звезд, но и звезд рационализации – их портреты и биографии публикует пресса.
Административное положение японского работника отличает нагрудный знак: белого цвета – рядовой, серебряного – руководитель среднего уровня, золотого – руководитель высшего уровня, а также новатор.
Представляет интерес и практика стимулирования рабочих- рационализаторов в Финляндии – в стране организуются конкурсы на лучшее рационализаторское предложение. Максимальное вознаграждение, выплачиваемое в Финляндии рабочим-рационализаторам, – годовая зарплата высокооплачиваемого специалиста.
Рационализаторство бывает разным — от мелких улучшений в обустройстве рабочего места и предложения утилизировать, наконец, металлолом, мешающий пройти по цеху, до инициативы по изменению технологического процесса, который в будущем принесет миллионы рублей экономического эффекта. Включиться в рационализаторскую работу может любой сотрудник предприятия, имеющий идеи по усовершенствованию конструкций, изделий, инструментов, рабочих процессов, внедрению новых технологий или материалов, организации работ в любой сфере, в том числе организации производства предприятия.
Центр поддержки технологий и инноваций РНТБ предлагает «Практическое пособие по развитию рационализаторства и технического творчества молодежи», подготовленное Республиканским советом общественного объединения «Белорусское общество изобретателей и рационализаторов» (БОИР).