Республиканская научно-техническая библиотека продолжает публиковать материалы проекта «50 выдающихся ученых, перевернувших мир науки».
Наш проект рассказывает об известных учёных, оставивших значительный след в истории науки в различных областях: физике, химии, медицине, компьютерном программировании и других.
Сегодня мы знакомим вас с советским ученым и авиаконструктором
Андреем Николаевичем Туполевым.
Жизнь, образование, деятельность
Андрей Николаевич Туполев родился 29 октября 1888 года в многодетной семье в деревне Пустомазово (ныне – Тверская область России).
С 1901 года обучался в Тверской гимназии, где проявлял интерес к точным наукам. В 1908 году стал учащимся Императорского Московского технического училища. Особенной страстью подростка была аэродинамика. Именно это увлечение привело его в 1909 году в Воздухоплавательный кружок. Всего лишь годом позже будущий всемирно известный авиаконструктор совершил первый полёт на собственноручно построенном планере. Вполне ожидаемо, что училище талантливый студент вскоре закончил с отличием.
В 1916-1918 годах Туполев участвовал в работе первого в России авиационного бюро – конструировал аэродинамические трубы. Случившаяся в стране революция не прервала работу бюро, а в конце лета 1918 года Андрей Николаевич возглавил направление аэродинамических расчетов и проектирования приборов. В этом же году, после защиты с отличием проекта под названием «Опыт создания гидроплана по данным испытаний в аэродинамических трубах», он стал инженером-механиком.
В 1925 году под руководством Андрея Николаевича был создан цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, конструкция которого отличалась высокими лётными данными, а сама машина считалась в мире одним из лучших бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3 (АНТ-6), с помощью которого в 1937 году была успешно проведена высадка экспедиции на Северном полюсе. В том же 1932 году под руководством Туполева был сконструирован самолёт АНТ-25, а еще спустя два года появился многомоторный самолёт АНТ-20. Он имел восемь двигателей, полезную площадь более сотни квадратных метров и мог вместить до 60 человек.
Серийный выпуск знакомого многим самолета Ту-2 начался в 1942 году и продолжался 10 лет. Суммарно за это время советские заводы поставили 2649 самолётов Ту-2 различных модификаций, не считая опытных.
В годы Великой Отечественной войны Андрей Николаевич не единожды посещал Казанский авиационный институт. Руководил продувками моделей своих самолётов, по результатам которых создавались новые боевые самолёты и их модификации. После Второй мировой войны конструкторское бюро Туполева разработало и выпустило новую модель – реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также в этот период появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт – Ту-104.
В 1957 году был разработан межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114. 31 декабря 1968 года впервые поднялся в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144.
По свидетельствам окружавших его людей, Андрей Николаевич имел почти сверхъестественную способность безошибочно угадывать точное место отрыва самолета от земли при разгоне и место окончания его пробега после посадки.
Будучи руководителем многотысячного коллектива специалистов совершенно разных направлений деятельности, Андрей Николаевич умел найти правильный подход к каждому из них: он всегда оставался простым, приветливым и компанейским человеком, очень любил семью, природу, друзей, хорошо приготовленную еду. В быту конструктор отличался крайней консервативностью, предпочитая носить старые, но удобные куртки, брюки, туфли.
Андрей Туполев (справа) с экипажем самолёта АНТ-25 «Сталинский маршрут» на аэродроме Щёлково. 1936. Фото М. Калашникова
Андрей Туполев очень любил путешествовать. В составе официальных делегаций и в деловых командировках авиаконструктор посетил множество стран мира, в каждой из которых старался изучать не только науку и технику, но также и природу, людей и их обычаи. В свободное время, на отдыхе он предпочитал охотиться, рыбачить, играть в волейбол. Особенную радость ему доставляла возможность отправиться с семьей и ближайшими друзьями на природу, посидеть у костра, сварить уху. Регулярно читал художественные произведения: в домашней библиотеке ученого, кроме большого количества технических изданий и журналов, хранились книги известных поэтов и писателей. Туполев помнил много стихотворений и цитировал их от случая к случаю. Речь его отличало обилие кратких и емких фраз, многие из которых в будущем стали афоризмами.
Андрей Николаевич Туполев на протяжении всей своей жизни активно развивал авиационную науку, работал над расширением её экспериментальной базы.
Благодаря Туполеву было спроектировано более 100 типов самолётов, 70 из которых впоследствии были поставлены на серийное производство. Самолёты авиаконструктора и сейчас эксплуатируются авиакомпаниями в десятках стран мира.
Награды и заслуги Андрея Николаевича Туполева:
- Трижды Герой Социалистического Труда (1945; 1957; 1972);
- Восемь орденов Ленина (1933; 1945; 1946; 1949; 1949; 1953; 1958; 1968);
- орден Октябрьской Революции (1971);
- орден Суворова II степени (1944);
- орден Отечественной войны I степени (1945);
- два ордена Трудового Красного Знамени (1926; 1933);
- орден Красной Звезды (1933);
- орден «Знак Почёта» (1936);
- медаль «За боевые заслуги» (1954);
- орден «Георгий Димитров» (1964);
- заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947);
- Ленинская премия (1957) — за создание скоростного реактивного пассажирского самолёта Ту-104;
- Сталинская премия первой степени (1943) – за создание нового образца боевого самолёта (Ту-2);
- Сталинская премия первой степени (1948) – за создание новых боевых самолётов;
- Сталинская премия первой степени (1949) – за создание самолёта (Ту-4) и внедрение этого самолёта в серийное производство;
- Сталинская премия первой степени (1952) – за работу в области самолётостроения;
- Государственная премия СССР (1972) — за создание скоростного пассажирского самолёта Ту-134 и его модификаций;
- премия имени Н.Е. Жуковского (1958);
- Золотая авиационная медаль ФАИ (1958);
- премия имени Леонардо да Винчи (1971) Национального Центра развития средств воздушного транспорта (Италия);
- Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971);
- Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (США) (1971);
- Почётный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).
В честь Андрея Николаевича Туполева
В Казани установлен памятник авиаконструктору, в городе Кимры – бюст, а в месте рождения, где находилось родное село Туполева Пустомазово, – монумент.
Имя Туполева также было присвоено Устиновской средней школе, на ней также установлена мемориальная доска в память о герое.
Памятный знак и мемориальная доска А. Н. Туполеву в честь его 120-летия на п-те Туполева в Ульяновске.
Имя А.Н. Туполева носят:
– улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери, Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, Амстердаме;
– Казанский авиационный институт;
– Московский машиностроительный завод «Опыт»;
– Московский аэропорт «Внуково».
В 1979 году снят фильм-биография, посвящённый двум великим авиаконструкторам А.Н. Туполеву и И.И. Сикорскому – «Поэма о крыльях».