175 лет назад изобретатель Элиас Хоу запатентовал швейную машину.
Глядя на современную швейную машину, сложно представить, сколько трудов, открытий и гениальных решений она смогла в себе воплотить.
Швейное дело, естественно, начиналось вовсе не со швейной машины. И даже не с ее подобия. Первым швейным инструментом была игла, а точнее шило, которым в древности сшивали шкуры, потом был крючок, позже была игла с ушком…
Археологи нашли инструменты портных из Древнего Египта – они не только шили, но и великолепно вышивали. В Древней Индии были мастера-закройщики и портные.
Некое подобие швейной машинки возникло лишь в XIV веке в Голландии. Использовалась она в мастерских по пошиву парусов – это была колесная машина, стачивающая длинные полотна. Она была громоздкой, занимала очень много места.
Широкого распространения машина не получила – любая техническая разработка в те годы была строжайшим секретом. Степень секретности была столь высока, что до наших дней не дошло не только чертежей этого устройства, но даже имени её изобретателя.
Тем не менее слухи о таинственной машине, сшивающей паруса быстрее целого цеха швей, стали распространяться по Европе с огромной скоростью. Естественно, это разогревало интерес местных изобретателей. Доподлинно известно, что в XV веке Леонардо Да Винчи работал над созданием швейной машины и даже оставил потомкам её эскизы, но проект так и остался невоплощённым.
В дальнейшем попытки изобретения швейной машины относятся ко второй половине XVIII в. В 1755 г. немец Карл Вейзенталь получил патент на швейную машину, копирующую образование стежков вручную. В 1790 г. англичанин Томас Сент изобрел швейную машину для пошива сапог. Машина имела ручной привод, а заготовки сапог перемещались относительно иглы рукой. Более совершенная машина однониточного цепного переплетения была создана французом Б. Тимонье. Все эти машины не получили широкого практического применения.
Честь изобретения швейной машины в современном ее понимании с челночным стежком принадлежит американскому изобретателю. Впервые челнок применил Вальтер Хант (Walter Hunt), построивший в 1832-1834 гг. машину с прямой иглой с ушком у острия и челноком, подобным ткацкому. Однако она не была запатентована, так как работала нестабильно.
Одновременно с Тимонье и Хантом над созданием машины трудился американский механик, предприниматель и изобретатель Элиас Хоу (Elias Howe). В свое изобретение он заложил некоторые элементы ткацкого станка, в том числе подобие челнока. В 1845 году Элиас Хоу первым представил на суд публики своё изобретение – швейную машину, способную делать прямые швы со скоростью до 300 стежков в минуту. В 1846 г. Хоу получает патент US 4750 на своё изобретение, и первые швейные машины поступают в продажу. Журнал «Scientific American» тотчас отметил их как «экстраординарные». Машина получила практическое применение, но ее появление вызвало смятение среди портных. Не сумев наладить производство у себя на родине, Хоу отправился в Англию, где все же продал патент, однако, вернувшись на родину в США, узнал, что швейные машины уже взялся производить изобретатель и промышленник Айзек Зингер (Isaac Merritt Singer), получив в 1851 году патент US 8294.
Кстати, машина Зингера оказалась усовершенствованной копией аппарата Хоу, а потому после нескольких лет довольно тяжелых судебных разбирательств приоритет Хоу все же был признан. Так, получив удовлетворение и восстановив справедливость, Хоу к тому же получил и довольно значительные материальные отчисления от уже налаженного производства Зингера. Какое-то время Хоу и Зингер выпускали швейные машины вместе, но их сотрудничество длилось недолго.
Новая швейная машинка Зингера оказалась исключительно удобной и надёжной. Но чтобы продвинуть незнакомый продукт на рынок, одного технического совершенства было мало. Первый экземпляр был оценён автором в 100 $. Подобная цена машинки «Зингер» отпугивала покупателей, поскольку составляла едва ли не трёхмесячный бюджет средней американской семьи. И Зингер придумал первый удачный ход в своей маркетинговой стратегии – он стал продавать машинки в рассрочку при первом взносе всего в 5 $. Помимо этого, изобретатель сделал основные детали своей швейной машины легко сменяемыми и наладил выпуск запасных узлов, которые можно было приобрести отдельно от машинки. Это было несомненным плюсом перед конкурентами, поскольку раньше сломавшиеся машины отправлялись в ремонт на фабрику или выбрасывались.
Ещё одной удачной идеей оказалось точное определение «целевой аудитории» нового устройства. Зингер впервые решил предложить свой товар не фабрикам и мастерским, а индивидуальным потребителям. Более того, он сразу определил, что самым заинтересованным его клиентом станут домохозяйки. Поэтому рекламные листовки распространялись в церквях вместе с религиозными брошюрами, описания машинок печатались на театральных программках и т. д. На ярмарках листовки раздавались специально нанятыми барышнями, привлекавшими внимание и глав семейств, и их супруг. Исаак Зингер не жалел средств на рекламу. Он считается первым в мире бизнесменом, потратившим в рекламных целях 1 миллион долларов.
Сегодня швейная машина – это высокотехнологичное изделие, которое умеет не только шить, но и вышивать. Очень часто эти устройства управляются не швеёй, а компьютером. Но в них всё ещё можно узнать тот первый агрегат, который Исаак Меррит Зингер продал за 100 $ в далеком 1851 году.