День работников водного транспорта отмечается в Беларуси ежегодно в первое воскресенье июля.
Торжественная дата в 2021 году выпадает на 4 июля. Праздник установлен Указом Президента страны № 157 от 26 марта 1998 г. (введен Указом Президента Республики Беларусь N 328 от 11.06.1999).
Не зря Беларусь называется синеокой. Несмотря на то, что выхода к морю у нашей страны нет, на её территории расположено большое количество озёр, рек и каналов, часть из которых — судоходные. Главными из них являются Днепр, Березина, Западная Двина, Сож, Неман и Припять. По информации Министерства транспорта и коммуникаций РБ на сегодняшний день в системе водного транспорта республики действуют 8 речных портов: Бобруйск, Брест, Гомель, Микашевичи, Могилев, Мозырь, Пинск, Речица. Обозначено два основных внутренних водных пути, открытых для судоходства: Днепро-Бугский и Августовский каналы.
О предприятиях водного транспорта:
- Работа системы внутреннего водного транспорта обеспечена функционированием 11 организаций различной формы собственности.
- В 2020 году создано государственное учреждение «Государственная администрация водного транспорта».
- Контроль за соблюдением правил плавания на водных путях и обеспечением безопасных судоходных условий осуществляет Государственное учреждение «Белорусская инспекция речного судоходства».
- Выполнение путевых работ и содержание судоходных гидротехнических сооружений осуществляется 3 предприятиями водных путей обслуживающими водные пути на реках Днепр, Березина, Сож, Припять, Западная Двина, Неман и Днепро-Бугском канале.
- Перевозочная деятельность реализовывается предприятиями РТУП «Белорусское речное пароходство» и ОАО «Белорусское морское пароходство».
- Строительство и ремонт судов производится на Пинском судостроительно-судоремонтном заводе, а также в речных портах Гомель и Речица.
В последнее время в экономике Беларуси отрасль водного транспорта приобрела стратегическое значение. Связано это с тем, что ей отведена важная роль в выполнении двух масштабных задач: развитие внутреннего туризма и экспорт без посредников, направленный соответственно на самостоятельную перевозку грузов. Отрасль небольшая, но уникальная: белорусские водники сами проектируют, строят и эксплуатируют суда, на которых перевозятся массовые навалочные грузы. Ежегодный их объем составляет 1,7–2,0 миллиона тонн.
Около 3000 профессионалов трудятся в портах страны и на предприятиях водных путей.
Ежедневно они курсируют по рекам и каналам своей страны (а также за ее пределами), доставляя важные грузы и перевозя пассажиров. Благодаря их усердному труду в Беларуси развиваются торговые отношения с другими государствами, создаются новые возможности экспорта, процветает речной туризм.