Каждая нация живёт, пока сохраняется память о прошлых поколениях.
Учёный, его имя не забываются до тех пор, пока живы его научные идеи в трудах учеников и новых поколений исследователей.
Довоенный период и годы Великой Отечественной войны
Михаил Ефимович Грум-Гржимайло
(Грумъ-Гржимайло, Грумм-Гржимайло)
160 лет со дня рождения
(1861—1921 гг., Могилёвская губерния)
Как выглядит истинное служение Родине? Каждый видит его по-своему… Представители рода учёных Грум-Гржимайло из поколения в поколение уже третий век занимаются наукой, становятся авторами изобретений, путешествуют и совершают открытия.
Социальный и профессиональный статус: генерал-майор артиллерии русской армии, изобретатель, специалист по армейскому снаряжению, путешественник-исследователь, член Русского географического общества.
Области исследовательской и изобретательской деятельности: техника артиллерии, географические путешествия и открытия.
Вклад в развитие военного дела:
- предложил способ улучшения прицельных приспособлений (дуговой прицел с угломером) для скоростной артиллерии;
- изобрёл оптический прибор для обучения наводчиков полевой, крепостной и осадной артиллерии;
- в должности председателя одной из комиссий по разработке материальной части в 1907 году разработал проект табелей и норм снабжения артиллерии конской амуницией;
- разработал нормы телефонного имущества;
- разносторонне исследовал вопрос о вьюке лошадей в войсках, изобрёл войсковые вьючные сёдла, разработал специальные вьючные чемоданы, походную кровать и спальный мешок для использования во время верховых путешествий, вьючную полевую кухню для приготовления горячей пищи на ходу.
Вклад в развитие географической науки:
участвовал вместе с Г. Е. Грум-Гржимайло в экспедициях на Памир, в Восточный Тянь-Шань, Нань-Шань, Тибет, по Арало-Каспийской низменности. Геодезические и метеорологические работы отмечены наградами Императорского русского географического общества. В числе первых М. Е. Грум-Гржимайло был награждён медалью за исследовательскую деятельность во время географических путешествий имени Н. М. Пржевальского (1891).
Патронный вьюн
Армейское вьючное седло
Горно-вьючная кухня
Общественная деятельность:
- преподавал военную географию в Санкт-Петербургском юнкерском училище;
- ввёл в программу преподавания в юнкерском училище изучение военной специфики западных и кавказских пограничных полос. Докладные, составленные им по этому вопросу, послужили основанием для начала преподавания этого курса во всех военных училищах;
- учредитель и устроитель Гвардейского экономического общества;
- во время русско-японской войны по приглашению Красного Креста занимался формированием вьючных санитарных отрядов и обучением вьючному мастерству личного состава;
- в Первую мировую войну был инспектором артиллерии 43-го армейского корпуса;
- во время гражданской войны служил в Вооруженных Силах Юга России.
Работы по военному делу и географическим исследованиям:
Сотрудничал как автор и редактор с несколькими общественными журналами и газетами.
книги:
- «Описание путешествия в Западный Китай» в соавторстве с Г. Е. Грум-Гржимайло (1896 г.)
- «Телефон и его вьюк для полевых и горных скорострельных батарей» (1905 г.)
- Грумм-Гржимайло, М. Е. Вьючное дело / М. Е. Грум-Гржимайло. – СПб. : тип. «Арт. журн.», 1905. — [2], IV, 228 с., 2 л. ил. : ил.; 26.
- Грумм-Гржимайло, М. Е. (совместно с полковником Демидовым и капитаном Новогребельским) «Организация телефонной связи и телефонного имущества в полевой и горной артиллерии и единица телефонного имущества» (1909 г.)
- «О страховании скота» (1915 г.)
- Грумм-Гржимайло М. Е. Описание вьючной кухни системы Грум-Гржимайло: С прил. наставления для обращения с кухней, черт. и техн. условий для приема / [Ген.-м. М.Е. Грум-Гржимайло]. — Петроград : Торг. д. М.И. Санов и К°, 1916. — 20 с.
статьи:
- «Снаряжение офицеров в походе» (1901 г.)
- «Обмундирование и снаряжение людей и лошадей в походе» (1901 г.)
- «Вьючное дело» (1905 г.)
- «Описание контрольного прибора для наводчиков» (1908 г.)
Награды:
- Орден Святой Анны 3-й степени (1901 г.)
- Орден Святого Станислава 2-й степени (1905 г.)
- Орден Святого Владимира 3-й степени (1906 г.)
- Орден Святого Станислава 1-й степени (1915 г.)
- Серебряная медаль Пржевальского (1891 г.)
Время исследовательской деятельности: 1886 -1920 гг.
Значение профессиональной деятельности:
- в 1887 году в экспедиции по Памиру совместно с Г. Е. Грум-Гржимайло был исследован и открыт долинный древовидный ледник, получивший название ледника Грум-Гржимайло;
- разработанный М. Е. Грум-Гржимайло оптический прибор вошёл во всеобщее употребление для обучения наводчиков полевой, крепостной и осадной артиллерии;
- предложенный дуговой прицел с угломером послужил прототипом ныне существующего в скоростной артиллерии прицела;
- конструкция верхово-вьючного седла (образец 1910 г.) была принята в артиллерии и получила название «горное седло Грум-Гржимайло»;
- конструкции вьючных чемоданов, походной кровати, спального мешка и вьючной кухни нашли широкое применение в Русско-японскую компанию.
Галёркин Борис Григорьевич
150 лет со дня рождения
(1871—1945 гг., г. Полоцк, Витебская губерния)
Начало инженерной деятельности Бориса Григорьевича совпало с развитием промышленности в России. Заводы, на которых он работал, получали большие и разнообразные заказы на различные типы машин, а также на изготовление ответственных металлических конструкций. Отечественного опыта в проектировании и изготовлении новых типов машин и конструкций еще не было. Борису Галеркину приходилось искать новые, более совершенные, методы расчётов. Постепенно он вовлекался в научно-исследовательскую работу, которая впоследствии стала основой всей его творческой деятельности.
Социальный и профессиональный статус: математик, теоретик строительной механики, специалист по проектированию промышленных и гидротехнических сооружений, профессор, доктор технических наук и математики, педагог, академик АН СССР (отделения математических и естественных наук), действительный член Академии архитектуры, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, инженер-генерал-лейтенант во время Великой Отечественной войны.
Области исследовательской и изобретательской деятельности: прикладная математика, строительная механика.
Вклад в развитие теории математики и строительной механики:
- разработал методы решения дифференциальных уравнений теории упругости. На основе теоретических расчётов для решения вариационных задач, описанных ранее И. Г. Бубновым, обосновал приближенный метод решения краевых задач как общий для решения дифференциальных уравнений, а в задачах равновесия он дал ему трактовку на основе начала возможных перемещений (метод Бубнова-Галеркина – метод конечных элементов математического анализа);
- Б. Г. Галёркин – один из создателей теории изгиба пластин. Исследовал влияние формы пластинки на распределение в ней усилий, эффект распределения местного давления, влияние упругости опорного контура.
Общественная деятельность:
- служил инженером Харьковского завода Русского паровозостроительного и механического общества;
- являлся основателем и первым руководителем Института механики АН СССР;
- преподавал в Санкт-Петербургском технологическом институте, Петербургском политехническом институте (впоследствии – Первом Петроградском политехническом институте), Женском политехническом институте, Институте промышленного строительства, Санкт-Петербургском государственном университете, Военном инженерно-техническом университете, Ленинградском институте инженеров путей сообщения, Высшем военно-морском инженерно-строительном училище;
- являясь заведующим кафедрой инженерно-строительного факультета в Петроградском политехническом институте, Борис Гаврилович ввёл в программу преподавания курс теории упругости для совершенствования инженерных расчётов. Впоследствии этот курс был им введён и в Ленинградском институте инженеров путей сообщения;
- выполнял обязанности главного редактора журнала «Прикладная математика и механика»;
- печатался в российских («Известиях Российской академии наук», «Вестнике инженеров» и др.) и иностранных научных периодических изданиях;
- избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, впоследствии действительным членом АН СССР по отделению технических наук;
- руководил Всесоюзным научным инженерно-техническим обществом строителей;
- консультировал проектирование и строительство крупных гидроэлектростанций (Волховгэс, Днепрогэс, Дзюрагэс и др.) и теплоэлектростанций («Красный Октябрь», «Дубровская» и др.);
- оказывал помощь при проектировании военно-морских баз для советского флота;
- в годы блокады в Ленинграде был одним из руководителей в деле возведения оборонительных сооружений.
Электростанция Общества электрического освещения
Постановление о премии имени Галёркина за лучшую научную работу
Работы по строительной механике и теории упругости:
- «Теория продольного изгиба и опыт применения теории продольного изгиба к многоэтажным стойкам, стойкам с жесткими соединениями и системам стоек» (1909 г.)
- «Изгиб и сжатие» (1910 г.)
- «Изгиб прямоугольных пластинок и стенок» (1917 г.)
- «Квадратная пластинка: исследование упругой поверхности и напряжений при изгибе» (1919 г.)
- «Напряжения и деформации пластинок в виде кругового сектора с закрепленным дуговым краем» (1925 г.)
- «Напряженное состояние цилиндрической трубы в упругой среде» (1929 г.)
- «К исследованию напряжений в плотинах и подпорных стенах трапецоидального профиля» (1933 г.)
Время научной, педагогической деятельности: 1907 – 1945 гг.
Значение профессиональной деятельности:
- проектировал металлическое здание котельной электростанции в Петербурге – первого в России крупного металлического здания со значительными нагрузками, признанного позднее одним из уникальных инженерных сооружений в Европе;
- участвовал в проектировании гигантского Дворца Советов в Москве;
- труды Б.Г. Галеркина, относящиеся к проблемам строительной механики и теории упругости, способствовали внедрению современных методов математического анализа в исследования работы крупных строительных сооружений, сложных технических конструкций и машин;
- Б. Г. Галёркин – один из создателей теории изгиба пластинок, всесторонне исследовал влияние формы пластинок на распределение в них усилий, эффект распределения местного давления, влияние упругости опорного контура;
- разработал эффективные методы точного и приближенного интегрирования уравнений теории упругости;
- метод Бубнова-Галёркина, а также Галеркинская (или «слабая») форма постановки задачи решения дифференциальных уравнений в современной естественно-научной практике лежат в основе алгоритмов решения большого числа задач математической физики из области механики, термодинамики, электромагнетизма, гидродинамики и многих других;
- применение метода Галёркина к исследованию задач устойчивости гидродинамических течений было реализовано Г. И. Петровым (первым директором Института космических исследований РАН), который доказал сходимость метода Галёркина для отыскания собственных значений широкого класса уравнений, включая уравнения для неконсервативных систем, таких как, например, уравнения колебаний в вязкой жидкости. В результате в науке этот метод получил название Метод Галёркина – Петрова.
- в звании генерал-лейтенанта Б. Г. Галёркин участвовал в обороне блокадного Ленинграда, став одним из членов, а фактически руководителем Комиссии, организовавшей строительство оборонительных сооружений, защищавших город;
- в 1941 году к 70-летию со дня рождения академика Б. Г. Галёркина была выпущена медаль;
- Постановлением Президиума Всесоюзного научного инженерно-технического общества строителей учреждена премия имени академика Б. Г. Галёркина за лучшую работу по строительной механике.
Проекционный метод Галёркина
Метод Галёркина в применении
Метод Бубнова-Галёркина
Метод Бубнова-Галёркина
Методы Галёркина с момента их открытия по настоящее время применяются как для решения дифференциальных уравнений с частными производными, так и для формирования основы метода конечных элементов.
Николай Александрович Ромейко-Гурко
155 лет со дня рождения
(1866— 1923, Оршанский уезд, Могилёвская губерния)
Представители старинного рода Ромейко-Гурко – инженеры, генералы, чиновники – верой и правдой служили Родине. Для Беларуси их имена – олицетворение блеска и славы разных периодов нашей истории.
Социальный и профессиональный статус: инженер-электрик (электротехник телеграфа) и изобретатель.
Области исследовательской и изобретательской деятельности: железнодорожный транспорт.
Вклад в развитие инженерного дела:
- разработал электрические ламповые часы высотой шесть метров со светящимися цифрами, которые были установлены в 1907 году на башне Эйфеля в Париже и функционировали до 30-х годов ХХ века;
- запатентовал систему определения неисправностей на железной дороге – схему прибора, автоматически записывающего толчки, получаемые вагоном в пути;
- разработал способ определения расхода жидкого топлива при работе железнодорожного транспорта;
- для исследования передвижения колёсной пары по железнодорожным путям, сконструировал так называемую «тележку Ромейко-Гурко».
Общественная деятельность:
- Н. А. Ромейко-Гурко – электротехник телеграфа Николаевской железной дороги;
- оказывал консультативную помощь Смоленскому отделению Электрического общества в строительстве трамвайной системы и электростанции;
- сотрудничал с Народным комиссариатом путей сообщения.
Время научной, педагогической деятельности: 1900 – 1922 гг.
Значение профессиональной деятельности:
- В 1905 году принцип электрических часов был запатентован во Франции, в 1907 году – в Германии.
- до 1917 года часы, аналогичные часам на Эйфелевой башне, были установлены на вокзалах Московской и Николаевской железных дорог.
- в Московском метро в 1946 году на станциях метрополитена были установлены интервальные часы (до этого года применялись часы со стрелочным принципом), сконструированные работниками службы СЦБ и связи. Часы с горящими лампами сделаны по принципу инженера-изобретателя Н.А. Ромейко-Гурко и показывали минуты и секунды после отправления поезда;
- изобретённый Ромейко-Гурко способ определения расхода жидкого топлива использовался при испытаниях дизель-генератора;
- запатентованное изобретение – «тележка Ромейко-Гурко» – было усовершенствовано и используется на железнодорожном транспорте как дефектоскопная тележка для определения неисправностей железнодорожных путей.