Республиканская научно-техническая библиотека продолжает публиковать материалы проекта «50 выдающихся учёных, перевернувших мир науки».
Наш проект рассказывает об известных учёных, оставивших значительный след в истории науки в различных областях: физике, химии, медицине, компьютерном программировании и других.
Сегодня мы знакомим вас с украино-американским авиаконструктором и изобретателем –
Игорем Ивановичем Сикорским.
Жизнь, образование, деятельность
Родился Игорь Иванович Сикорский 25 мая 1889 года в городе Киеве.
Он рос очень любознательным ребенком и уже в подростковом возрасте имел несколько серьёзных увлечений. Он самостоятельно изготавливал электрические батарейки, с помощью которых впоследствии мог запускать электромотор. Уже в 12 лет будущему учёному удалось создать модель вертолёта, который поднялся в воздух (приводом служила обыкновенная резинка). Спустя год в сфере его интересов оказалась также и химия.
В 1903 году Сикорский поступил в петербургское Морское училище, но спустя 3 года учёбы осознал, что это было ошибкой – в 1906 году он оставил училище и решил осваивать профессию инженера.
В 1907 году Сикорский поступил в Киевский политехнический институт, где на тот момент уже несколько лет существовала «Воздухоплавательная секция» механического кружка, из которой в 1908 году выделился кружок энтузиаста воздухоплавания Николая Делоне. Активным членом этого объединения и стал Игорь Сикорский.
В 1908 году стремление Игоря Ивановича к изобретательству финансово поддержала его сестра Ольга. Это позволило учёному в 1908–1911 годах построить два своих первых вертолёта соосной схемы без автомата перекоса. Грузоподъёмность построенного в сентябре 1909 года аппарата достигала 147 кг. Он был представлен на престижной воздухоплавательной выставке в Киеве в ноябре того же года. К сожалению, ни один из построенных вертолётов не мог взлететь с пилотом. Вскоре Игорь Сикорский переключился на постройку самолётов.
1910 год – значимый в трудовой биографии авиаконструктора. Именно тогда он испытал работу аэросаней собственной разработки и поднял в воздух свой первый самолёт «С-2». В 1911 году Сикорский получил диплом лётчика, а с 1912 по 1917 годы работал главным конструктором в отделении Русско-Балтийского вагонного завода в Санкт-Петербурге.
В 1921–1914 годах создал в Петербурге самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. 27 марта 1912 года на биплане «С-6» Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости: с двумя пассажирами на борту – 111 км/ч, с пятью – 106 км/ч. До 1917 года было выпущено более 90 самолетов типа «Илья Муромец».
На протяжении нескольких последующих лет аэропланы Сикорского завоёвывали главные призы на состязаниях военных самолётов. Большое значение в их конструкции было уделено улучшению аэродинамических характеристик — хвостовая ферма была заменена на удобообтекаемый фюзеляж. К примеру, модернизированный таким образом самолёт «С-6а» заслужил большую золотую медаль московской воздухоплавательной выставки в апреле 1912 года.
Игорь Сикорский на передней площадке первого экземпляра «Ильи Муромца» (зима 1913–1914 гг.)
В 1915 году Сикорский создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения – С-XVI для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны их аэродромов от самолётов противника. Последующие конструкции Сикорского – истребители «С-XVII», «C-XVIII», не были удачными и существовали лишь в опытных экземплярах.
В марте 1919 года Игорь Сикорский эмигрировал в США, поселившись в пригороде Нью-Йорка. Первое время после переезда зарабатывал главным образом преподаванием математики. В 1923 году основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», где занял должность президента. Начало работы его компании в США было весьма непростым, но со временем финансовое состояние фирмы улучшилось.
До 1939 года Сикорский создал около пятнадцати типов самолётов, а с 1939 года перешёл на конструирование вертолётов, получивших широкое распространение. Первый экспериментальный вертолёт «Vought-Sikorsky 300», созданный в США Сикорским, оторвался от земли 14 сентября 1939 года. По существу, это был модернизированный вариант его первого российского вертолёта, созданного ещё в июле 1909 года.
Последним вертолётом, построенным Сикорским до ухода на пенсию, стал «S-58». В 1957 году Сикорский отошёл от дел, оставшись почетным консультантом своей фирмы.
B 1963 году был награждён высшей научной наградой Американского общества инженеров-механиков – медалью ASME.
В память об Игоре Ивановиче Сикорском:
- Снята картина «Поэма о крыльях» — художественный фильм производства СССР 1979 года;
- В 2009 году Национальный банк Украины в серии «Выдающиеся личности Украины» выпустил монету номиналом 2 гривны;
Имя изобретателя присвоено:
- Улице в городе Киеве;
- Авиакосмическому лицею Национального авиационного университета Украины;
- Площади в Приморском районе Санкт-Петербурга;
- Дальнему бомбардировщику «Ту-160»;
- Кратеру на обратной стороне Луны;
- Астероиду (10090) Sikorsky, открытому 13 октября 1990 г.;
- Национальному техническому университету Украины «Киевский политехнический институт», который Игорь Иванович окончил в 1912 году;
- Аэропорту «Киев» (Жуляны).
1 комментарий