“Каждый ребенок в какой-то мере гений, и каждый гений в какой-то мере ребенок”
Артур Шопенгауэр
Детский взгляд на окружающий мир отличается особой чистотой и непредвзятостью. Поэтому часто случается так, что дети могут предложить такие идеи, на которые люди в возрасте часто не обращают внимания. Поддерживать стремления детей к открытиям и изобретениям – верный путь, который неизменно приводит к успеху.
В День детских изобретений в отделе патентных документов РНТБ (503 к.) экспонируются тематические выставки «Великие изобретения маленьких детей» и «ТРИЗ — детям».
День детских изобретений (Kid Inventors` Day) во многих странах мира традиционно отмечается 17 января. Дата была выбрана не случайно — это день рождения Бенджамина Франклина, известного американского государственного и политического деятеля, дипломата, журналиста, писателя, учёного, который в возрасте 12 лет изобрёл ласты для плавания, которые надевались на руки. В дальнейшем Франклин проводил множество экспериментов, благодаря которым его имя вошло в историю: доказал электрическую природу молнии, ввёл общепринятое теперь обозначение электрически заряженных состояний «+» и «−», впервые применил электрическую искру для взрыва пороха, привел доказательство электрической природы молнии, разработал собственную систему управления временем и др., изобрёл бифокальные очки, кресло-качалку, малогабаритную печь для дома и пр.
Ежегодно более полумиллиона детей изобретают гаджеты, создают роботов, совершенствуют известные изобретения, учитывая свои интересы, вкусовые требования, нужды своих близких.
В 2019 году учащиеся Минского государственного автомеханического колледжа представили систему социальной адаптации «Аватар» на выставке-презентации конкурса «100 идей для Беларуси». Механизм телеприсутствия позволяет организовывать для людей с ограниченными возможностями и нарушениями речи комплекс коррекционных и социально-реабилитационных мероприятий. Система основана на удаленном телеуправлении роботом и проектором, что позволяет организовывать общение в режиме диалога, интересном обеим сторонам.
Шестиклассник Олег Козуля и восьмиклассник Артур Рудич из СШ №9 Бреста собрали беспроводную катушку «Тесла», которая вырабатывает электрическую энергию. Прибор можно использовать для освещения при спуске в шахты, под воду, а также как зарядное устройство или зажигалку. На изготовление катушки у юных изобретателей ушло 90 часов и 1,5 тыс. мотков медной проволоки.
Девятиклассник СШ № 11 г. Новополоцка Владислав БУКО разработал комплекс роботов сельскохозяйственной техники «Агроробот». Автоматизированная многофункциональная платформа может перемещать любые грузы, в том числе на труднодоступных участках поля. Второй робот создан для борьбы с вредителями на растениях, а третий — для посадки семян и клубней в почву.
Ученик школы №1 г. Ошмяны Денис Клепацкий разработал модель автономного устройства обнаружения и тушения локальных очагов возгорания.
Ученик школы из Свердловской области Сергей Халявин и его преподаватель технологии Оксана Фирсова в 2016 г. изобрели компьютерную мышь, предназначенную для людей, лишенных рук. Выглядит устройство как сандалия из пробкового дерева, в которую вмонтированы две кнопки и колесико.
В 2018 году девятиклассница Анна Кисляк из Тюмени представила свой проект на Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов — модель пилотного автомобиля для людей с ограниченными возможностями.
12-летняя Алена Кузнецова из Севастополя запатентовала первый в мире спортивный тренажер для кошек Cat&Fitс с разнесенными автоматическими кормушками, который помогает животным в борьбе с ожирением. Автоматизированная система поочередно кладет в тарелки по несколько кусочков корма, и кошка в погоне за едой бегает от одной миски к другой.
Ученик 9 класса из Казани Дмитрий Галимуллин создал «ультразвуковой глаз», который помогает незрячему и слабовидящему человеку ориентироваться в пространстве и сообщит о препятствиях. Прибор крепится к голове и посылает ультразвуковой импульс в сторону, куда обращено лицо человека. Чем препятствие ближе, тем сильнее вибрирует прибор, радиус действия которого — два метра. При этом «ультразвуковой глаз» может сообщать не только об объектах, расположенных спереди, но также сверху и снизу.
10-летний школьник из Татарстана Артур Лукьянов решил помочь слепым людям — сконструировал шлем-поводырь и трость для слепых. В них стоят датчики, которые предупреждают о препятствии.
15-летний американец Джек Андрак сделал невозможное. Врачи до сих пор ведут дискуссии по поводу его «неоднозначного» изобретения. Джек придумал, как быстро и бюджетно определить начальную стадию рака поджелудочной железы – создал небольшой измерительный прибор (по виду напоминающий айпод), который в течение пяти минут определяет наличие или отсутствие болезни. Исключительность его состоит в том, что он, не потеряв в точности показаний, оказался в 168 раз быстрее своих аналогов и в 26 000 раз их дешевле.
14-летний Джона Кон, победитель конкурса Google Science Fair-2012, разработал устройство Good Vibrations для слабослышащих людей. Оно позволяет преобразовывать звуковые волны в тактильные ощущения и слабослышащие люди могут воспринимать звуки и даже слушать музыку. Открытие мальчик сделал после того, как случайно прислонился зубами к гитаре и прочувствовал всем телом вибрации звуков музыки.
Можно перечислять детские изобретения бесконечно, вспоминая перчатки без пальцев, Шрифт Брайля, бумажный пакет с квадратным дном, калькулятор – все это принесли в нашу жизнь гениальные умы юных изобретателей. Изобретать — естественное состояние всех детей. Так что нас ждут новые открытия!