Роль и особенности проведения государственных закупок в комплектовании фонда РНТБ в свете новой редакции Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»
Автор: Радуто Е.В. , заведующий отделом комплектования фонда РНТБ
Комплектование – процесс обновления документного фонда. Под комплектованием (от латин. completus — полный) библиотечного фонда понимается создание и постоянное обновление фонда изданиями, соответствующими задачам библиотеки и интересам читателей, т.е. пополнение его новой литературой и освобождение от изданий, потерявших ценность.
Комплектование – процесс непрерывный: однажды начавшись, он не заканчивается до тех пор, пока существует сама библиотека. Комплектование фонда, являясь составной частью его формирования, представляет собой отбор, заказ и приобретение документов, соответствующих функциям библиотеки, информационным потребностям и читательскому спросу.
От сбалансированного комплектования фонда РНТБ напрямую зависит работа библиотеки по информационному обслуживанию и удовлетворению запросов всех категорий пользователей.
Фонд РНТБ и фонды областных библиотек-филиалов пополняются из различных источников комплектования. Основным и неизменным источником комплектования фонда библиотеки является закупка. Посредством закупки РНТБ пополняет фонд книжных и периодических изданий, патентных документов, технических нормативных правовых актов (ТНПА), электронных ресурсов, в т.ч. баз данных.
Проведение процедуры закупок осуществлялось в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» с изменениями и дополнениями и другими законодательными актами.
С 1 июля 2019 г. вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Это обусловлено перспективой вступления нашей страны в ВТО и развитием электронного правительства, необходимостью приведения законодательства Республики Беларусь о государственных закупках в соответствие с международными требованиями. Новая редакция закона предусматривает:
— переход к электронному типу государственных закупок в полном объеме, внедрение электронных закупок на основе OCDS (стандарт открытых контрактных данных) и открытых данных в Республике Беларусь;
— размещение годового плана государственных закупок (годовой план) на электронной торговой площадке (ЭТП);
— объявление на ЭТП процедуры закупки только при наличии закупаемого товара в годовом плане;
— проведение открытого конкурса на ЭТП;
-заключение договора по результатам процедуры закупки на ЭТП в форме электронного документа;
— подачу жалобы в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам посредством ее размещения на ЭТП в форме электронного документа;
— аккредитацию государственных заказчиков (организаторов) на ЭТП (для аккредитованных до 1 июля 2019 г. организаций нет необходимости проходить аккредитацию заново).
На электронной торговой площадке объявленная процедура закупки имеет большую прозрачность, можно анализировать весь жизненный цикл закупок, начиная с планирования и завершая исполнением контрактов. Государственная информационно-аналитическая система (ГИАС) способствует повышению прозрачности и эффективности государственных закупок и снижению операционных издержек для покупателей и продавцов, а также улучшению качества государственных услуг в целом. В результате стало возможным подписание контрактов в форме электронного документа, а также дополнительных соглашений, в том числе о расторжении контрактов.
Работа в новых условиях осуществления закупок внесла определенные изменения в технологию работы отдела комплектования фонда РНТБ. Все виды изданий и услуг приобретаются через проведение процедуры государственной закупки, при подготовке которой проводится большая подготовительная работа по составлению спецификаций закупаемых изданий, изучению конъюнктуры рынка, рассылке запросов ценовых предложений потенциальным поставщикам.
Несмотря на определенные позитивные моменты работы отдела комплектования в новых условиях, можно отметить и некоторые трудности (на примере приобретения самого традиционного вида издания – книги).
Книга – товар особый, она объединяет в себе интеллектуальный вклад автора, редактора, иллюстратора и полиграфиста. Каждое издание индивидуально. Для библиотеки важна книга определенного автора, года издания и т.п. Идентификатором книги является ISSN (Международный стандартный книжный номер), но в новой редакции законодательных актов по закупке книга была признана однородным товаром. Особенностью приобретения книг является то, что они закупаются в большом количестве названий и экземпляров. Также большое количество книг закупается и в одном экземпляре. Многие книги издаются небольшими тиражами. И теперь книги должны приобретаться только через процедуру – электронный аукцион. Электронный аукцион проводится в среднем от одного до двух месяцев. От процесса подготовки документации, анализа рынка, подготовки технического задания, обоснования цены, размещения на торговой площадке, проведения процедуры торгов, выбора победителя (выигравшего) теряется много времени. Зачастую во время проведения закупки отдельные книги исчезают из продажи, и поставщику становится невозможным закупить данные книги. Замену можно осуществлять только в размере 10% от заявленного лота и только по тем же наименованиям. Поэтому, чтобы не расторгать контракт, поставщики должны идти на риск: заранее закупать и хранить необходимые библиотекам издания без гарантии их последующего выкупа в случае победы в конкурсных торгах. Книжный рынок уникален: он отличается от других отраслевых рынков огромным ассортиментом предложений. Ежегодно в Республике Беларусь и в Российской Федерации издаются сотни тысяч новых названий книг, а в текущем комплектовании участвуют издания только 3-х последних лет, что еще больше увеличивает количество изданий. Сравнить огромный рынок электронных баз данных, периодических изданий, патентных документов и технических нормативных правовых актов можно только с рынком лекарственных препаратов. Книжный рынок подпадает под общие правила проведения закупок, что в корне неправильно.
Новая редакция Закона обязывает заказчика рассылать запросы 5-и поставщикам для определения стоимости книжных изданий. Ассортимент изданий является конкурентным преимуществом для издательств и фирм, из-за чего порой не представляется реальным определение оптимальной цены на книжные издания.
В новой редакции Закона практически отсутствует возможность проводить малые процедуры закупки книг, что исключает из состава участников малые издательства, книжные магазины и небольшие книготорговые организации (как государственные, так и частные).
Приобретение ТНПА ранее осуществлялось по процедуре закупки из одного источника. В новой редакции Закона данный вид изданий необходимо закупать через электронный аукцион, т.к. закупку из одного источника разрешается теперь проводить только у обладателя исключительных прав на данный вид изданий. Но Госстандарт, как правообладатель, передает права только на реализацию организациям, не являющимся правообладателями. Специфика данных изданий в том, что они должны оперативно поступать в фонд и к пользователям библиотеки. В настоящее время это не представляется возможным, т.к. сама процедура проведения аукциона занимает от 1 до 2 месяцев.
Существующие в данный момент условия проведения закупок книжной продукции и ТНПА, исходя из практики работы, отрицательно сказываются на тематике, оперативности и качестве всего комплектования библиотеки.
Поэтому будет правильным, если законодательные органы прислушаются к мнению библиотечного сообщества и разработают для закупки печатной продукции оптимально возможные дополнения и изменения, позволяющие закупать необходимые издания по особой процедуре, которая существовала ранее. Книжную продукцию необходимо вновь признать неоднородным товаром, что в целом улучшит качество комплектования, сделает поступление изданий в фонд более оперативным. Ведь, как известно, ценность информации, и особенно научно-технической, заключается в ее оперативности и доступности, а это будет способствовать более эффективному удовлетворению запросов пользователей библиотек.
Список использованных источников
- Эйдемиллер, И. В. Эффективны ли госзакупки в текущем комплектовании библиотек? / И.В. Эйдемиллер // Унив. кн. – 2020. – № 1. – С. 72-80. – (Формирование библиотечных фондов).