В нашем сознании понятие «дом» воспринимается как символ стабильности и постоянства. Идея передвижения зданий может показаться удивительной для современного человека, но история знает множество примеров таких инженерных решений. Техника передвижения зданий основывалась на использовании рельсов, катков и мощных лебедок. Дом отрезался от фундамента, поднимался над землей, устанавливались специальные опоры, а затем здание медленно передвигалось по подготовленным путям к новому месту. Этот процесс требовал высокой точности и тщательной подготовки, чтобы избежать повреждений конструкции.
Первым архитектором, который попробовал сдвинуть здание с места, был итальянец Аристотель Фиораванти. В августе 1455 года под руководством Фиораванти было произведено первое документально засвидетельствованное перемещение здания: 24-метровая колокольня делла Маджоне при церкви Санта Мария Маджоре в Болонье была передвинута на 13 метров. Всего за несколько дней Фиораванти при помощи платформ и балок «перекатил» её на новое место, чтобы освободить площадь для строительства нового здания городской администрации.
После Фиораванти передвижением домов в Европе никто не занимался вплоть до конца XIX века.
Во второй половине XIX века, с наступлением эпохи урбанизации, перемещение домов стало популярным в США. В то время строительство новых зданий оставалось дорогим. Деревянные дома, которые составляли значительную часть жилого фонда, не имели сложных систем инженерных коммуникаций (водопровод, канализация), что делало их относительно мобильными.
Таким образом, эти одно- или двухэтажные постройки можно было достаточно легко транспортировать с одного участка на другой. Иногда для этого использовались необычные методы, такие как перемещение домов на плотах по воде. Это позволяло людям менять местоположение жилья без необходимости строить новое здание, что экономило средства и время.
Подобная практика была распространена в разных регионах США, но особенно там, где города росли быстро, а земля под застройку была достаточно дорогой. Неудивительно, что в 1870 году в Нью-Йорке была зарегистрирована фирма под названием Christian Vorndran’s Sons, которая специализировалась на передвижении домов.
Здание гостиницы в Бостоне весом две тысячи тонн было отодвинуто на несколько метров без выселения постояльцев. В Нью-Йорке передвинули восемь домов, использовав метод «намыленных балок». В Бруклине был передвинут целый квартал кирпичных домов. Но самый впечатляющий пример – передвижение огромного здания Иллинойсской железной дороги в Чикаго высотой 30 метров и весом 7500 тонн на 26 метров.
В России первое каменное здание передвинули в 1898 году. Для расширения товарной станции Николаевской железной дороги в районе Каланчевской улицы было куплено несколько участков земли со строениями, среди которых оказался 2-этажный каменный дом. Разобрать его по кирпичику не представлялось возможным – дом возводился основательно и был крепким. Инженер Иосиф Маркович Федорович предложил перевезти его на новое место, он же руководил всеми работами.
Подготовительные работы начались 20 июня. В доме разобрали полы и печи, сняли оконные и дверные рамы. Затем дом обвязали обручем из рельсов. Рельсы предварительно нагревали керосиновыми горелками, а затем скрепляли между собой. Остывая, они стягивали стены дома. Для усиления конструкции импровизированный обруч связали несколькими тягами, пробив для этого отверстия в стенах. Стены отрезали от основания, подвели под них рельсовую раму, которая и приняла на себя всю тяжесть здания. Тем временем началась укладка путей, в качестве катков использовали старые вагонные оси.
Прослышав о невиданном зрелище, вокруг дома постоянно толпились зеваки. Через неделю дом передвинули на новое место.
На событие моментально отреагировал штатный фельетонист «Русского листка» Р. А. Менделевич:
Нельзя сказать, чтобы проворно,
Но все ж – единственный пример!
Дом продвигается упорно,
И торжествует инженер!
Федорович сделал в Императорском Русском техническом обществе подробнейший доклад, показал через волшебный фонарь все этапы работ, посетовал, что газеты упрекают его в чрезмерной осторожности и стараются умалить значение его работы.
К методу Федоровича прибегли в 1930-е годы, когда началась реализация Генерального плана реконструкции Москвы, которая включала расширение улиц, перестройку мостов и строительство канала Москва – Волга, что требовало значительных изменений в городской застройке. Однако, учитывая ограниченный жилой фонд, возникла необходимость найти способ переместить здания без их разрушения.
На помощь пришел уникальный метод передвижения зданий, разработанный инженером Эммануилом Генделем. Статьи инженера доступны для просмотра в зале ретроизданий Республиканской научно-технической библиотеки.
До начала Великой Отечественной войны в Москве было передвинуто 23 каменных дома. Среди наиболее известных примеров передвижек можно упомянуть следующие: Дом культуры имени С.М. Кирова (ныне Российский государственный гуманитарный университет), Здание Моссовета (нынешняя мэрия Москвы), Конторский дом Сытина, Московская глазная больница, Саввинское подворье. И, наверное, самый узнаваемый прецедент – дом по улице Серафимовича, передвижку которого увековечила в своем стихотворении Агния Барто:
«Дом стоял на этом месте,
он пропал с жильцами вместе.
Тихо едут стены эти, и не бьются зеркала,
едут вазочки в буфете, лампа в комнате цела».
В дальнейшем метод передвижки зданий использовался реже по ряду причин, включая экономические факторы, технические сложности и отсутствие должного внимания к сохранению культурного наследия.
Так, в 2013 году нидерландская компания Bresser Eurasia BV успешно перенесла монументальное здание на улице Физули в Баку. При переносе здание не пострадало, а его новый фундамент стал более устойчивым и может даже выдержать землетрясение силой до 10 баллов.
В 2020 году было принято решение о переносе зданий бывшего завода «Борец» в Москве. Водонапорная башня весом 1,7 тыс. тонн, а также фасады двух корпусов (модельной мастерской и сборочного корпуса) завода Густава Листа 1898–1899 годов постройки перенесли на расстояние более 100 метров ради их сохранения.
В Санкт-Петербурге, где до этого здания никто не передвигал, в 2024 году переместили исторический корпус Императорского воспитательного дома на Выборгской стороне.
На первом этапе внешнюю часть здания укрепили металлической арматурой. Затем под зданием, в подвале, были смонтированы две железобетонные плиты толщиной 300 мм. Верхняя плита, связанная с внешней обвязкой дома специальными балками, во время переезда служила опорой для здания и принимала на себя его вес. Нижняя плита, установленная на грунт, выполнила функцию трамплина – на нее опирались домкраты, с помощью которых приподнимали верхнюю плиту с домом. После этого конструкцию установили на роликовую систему, по которой дом буквально перекатился с одного места на другое. Дом ехал со скоростью до 4 см в минуту.
Раньше подобные здания могли быть просто снесены без особых раздумий. Сегодня же все чаще предпочтение отдается сохранению и интеграции исторических объектов в новую городскую среду. Это свидетельствует о постепенном изменении психологии общества и осмыслении важности культурного наследия.















