Сталинградская битва стала одним из основных сражений Великой Отечественной войны, по итогам которой стратегическая инициатива перешла к Красной армии. Победа далась РККА нелегко: понадобилось более полугода ожесточенных боев, чтобы сломить волю сильного и хорошо подготовленного противника, который к тому же оказался значительно многочисленнее, чем ожидалось. Город подвергался настолько сильной бомбежке, что средняя продолжительность жизни советского и немецкого солдата составляла 15 минут.

Причины Сталинградской битвы
Гитлер считал Сталинград стратегически важным объектом. Захват города должен был переломить ход войны: в руки врагу попадал Кавказ с крупными залежами нефти, Кубань с развитыми сельскохозяйственными территориями, Дон и Волга, которые дали бы фашистам перевес в логистике.
По этой причине 5 апреля 1942 года нацистский лидер подписал специальную директиву № 41, которая отображала основные положения плана «Барбаросса». Уже во второй половине июля немецкая армия находилась на полосе от Курска до Таганрога. К этой местности фашисты доставили такие военные силы:
- 900 тысяч солдат и высшего командования;
- 1640 боевых самолетов;
- 1260 единиц танков;
- 17 тысяч средних и мелких огнестрельных орудий и минометов.
Начало Сталинградской битвы
В мае 1942 года разразилась катастрофа под Харьковом — армии Юго-Западного фронта под командованием маршала Семена Тимошенко были окружены и разгромлены. Общие потери составили 270 тысяч бойцов и командиров, в том числе 170 тысяч — безвозвратно. Немцы прочно завладели стратегической инициативой, начав группой армий «А» наступление на Кавказ, а группой армий «Б» — на Сталинград.
В составе группы армий «Б», которой командовал генерал Максимилиан фон Вейхс имелись две немецкие полевые армии, одна германская танковая, итальянская и венгерская. Действия своих наземных сил поддерживал 4-й воздушный флот под руководством генерала Вольфрама фон Рихтгофена. Непосредственно на Сталинград наступала 6-я армия генерала Фридриха Паулюса, одного из разработчиков плана нападения Германии на СССР.
Первые залпы Сталинградской битвы прозвучали в 17 часов 40 минут 16 июля 1942 года, когда передовой отряд 147-й стрелковой дивизии из состава 62-й армии генерала Владимира Колпакчи наткнулся в районе хутора Морозов на неприятельскую артиллерийскую засаду. В ходе скоротечного боя пять советских танков уничтожили врага и без потерь отошли к своим.
22 июля немцы переправились через Дон у Цимлянской, а 23 июля Паулюс силами 14-го танкового и 8-го армейского корпусов смял правый фланг армии Колпакчи. В излучине Большого Дона разгорелись ожесточенные бои. Разгром 62-й армии предотвратил контрудар 13-го танкового корпуса полковника Трофима Танасчишина, однако двум советским стрелковым дивизиям и танковой бригаде несколько дней пришлось драться в окружении.
Сталин был недоволен командующим Колпакчи, считая его нервным и впечатлительным. Он заменил Колпакчи генералом Лопатиным, усилив его 4-й танковой армией. 5 августа Ставка образовала Юго-Восточный фронт под командованием генерала Еременко, включив в него Сталинградский фронт.
В ответ на усиление сопротивления Красной армии, немецкое командование перебросило 4-ю танковую армию генерала Гота с Кавказа на Сталинградское направление.
Несмотря на переброску танковых дивизий Гота, быстрого прорыва к Сталинграду не вышло. Немецкие войска застряли в боях у разъезда 74-й километр.
Севернее, в районе Калача-на-Дону, часть сил 62-й армии (28 тысяч человек) была окружена. Также было нанесено поражение войскам Крюченкина, в результате чего крупный советский плацдарм на правом берегу Дона был ликвидирован к 19 августа. До Сталинграда оставалось 60 километров.
Писатель Константин Симонов зафиксировал в своем фронтовом дневнике рассказ командира 33-й гвардейской стрелковой дивизии полковника Александра Утвенко (войну закончившего генералом):
23 августа 400 бомбардировщиков Рихтгофена несколькими волнами обрушились на Сталинград, убив более 90 тысяч человек (к тому времени удалось эвакуировать лишь 100 тысяч горожан из 400 тысяч) и превратив город в пылающие руины.
Жилой дом, ставший несокрушимой цитаделью
22 сентября 1942 года, группа из пяти разведчиков, под командованием сержанта Якова Павлова заняла стратегически важный дом. Из окон здания контролировалась площадь 9-го января. Сбив хлипкий немецкий заслон, разведчики заняли нижний этаж здания, заняв круговую оборону.
Трое суток, пятеро разведчиков не давали немцам подойти к зданию. Лишь утром 26-го сентября взвод старшего лейтенанта Афанасьева смог пробиться к окруженному зданию, доставив пулеметы и противотанковые ружья. Чуть позже в Дом Павлова смогли доставить пару ротных минометов.
С этого момента Дом Павлова встал костью в горле немецкого командования, став важнейшим опорным узлом обороны 42-го гвардейского стрелкового полка, 13-й гвардейской стрелковой дивизии.
Стоит отметить смекалку наших бойцов: все здание было обнесено проволокой, заминировано, а под ним был прорыт туннель, который стал единственным способом для получения боеприпасов и хоть какого-то провианта. Там же, в подземном тоннеле, была проведена телефонная связь, позволявшая сообщать об успехах и обсуждать дальнейшие планы.
Обстрелы «гарнизона крепости» совершались немецкой армией и день и ночь. В результате одной из бомбежек здание подверглось значительным разрушениям: одна из торцевых стен была полностью разрушена. По воспоминаниям очевидцев, немцы предпринимали 2-3 попытки штурма в день. Несколько раз наступающим даже удалось захватить нижний этаж здания. Но ни разу не удалось закрепиться, раз за разом, советские бойцы вышибали немцев обратно.
58 дней, практически непрерывного штурма. 58 дней мужества и отваги. 58 дней которые стали символом мужества и несгибаемой воли советского солдата. 58 дней! Именно столько продолжались бои за дом №61 по улице Пензенской в Сталинграде. Тогда он назывался домом Облпотребсоюза. Сегодня называется Домом Павлова.

Самое удивительное — все 58 дней обороны, в подвале Дома Павлова укрывались мирные жители Сталинграда. Всего в здании находилось больше 50 человек, поэтому потребовались общие житейские правила и должность коменданта. Им по праву стал младший сержант Павлов. Когда выяснилось, что с верхних этажей дома на несколько километров просматриваются немецкие позиции, в здание провели линию связи, а на чердаке обосновались корректировщики. Опорный пункт получил позывной «Маяк» и стал одним из основных НП в системе обороны 13-й ГСД.
19 ноября 1942 года советские войска перешли в контрнаступление, фашисты были отброшены, 24 ноября 1942 года, оборона Дома Павлова была завершена. За 58 дней тяжелейших боев, обороняющиеся потеряли убитыми только троих: лейтенанта минометчик А. Н. Чернышенко, сержанта И. Я. Хаита и рядового И. Т. Свирина. Практически все остальные бойцы были ранены. Точных данных о потерях немцев во время штурмов дома Павлова нет. Но по косвенным данным — потери были огромны.
С первых же дней после окончания Сталинградской битвы, началось восстановление города. И первым же восстановленным домом стал Дом Павлова.
Оборона Сталинграда
Немцы, имевшие богатый опыт позиционной войны Первой мировой, столкнулись с достойным противником, который яростно сражался за каждый дом, цех и даже кучу развалин. 62-я армия оборонялась, умело используя тактику небольших штурмовых и блокирующих групп, при которой первые отбивали здания, уничтожая неприятеля, а вторые закреплялись и отражали атаки врага.
При этом деятельность стрелков поддерживала батальонная и полковая артиллерия, орудийные расчеты которых действовали в боевых порядках пехоты. Огонь же дальнобойных пушек с левого берега Волги направляли на нужный участок посредством связи общевойсковые командиры, находившиеся в самом городе, на правом берегу.
Перенеся боевые действия из приволжских степей в промышленные и жилые районы Сталинграда, 6-я армия утратила свободу маневра, лишенная возможности в ближнем бою использовать в полной мере всю силу своей артиллерии, авиации и танков. Оперативное искусство уступило место тактике, а сообщения о пройденных километрах сменились в немецких штабах информацией об отвоеванных метрах.
Тем не менее ни Паулюс, ни сам Гитлер не теряли уверенности, что русская оборона вот-вот будет сокрушена. В октябре центр тяжести боев за город переместился в северную часть, в район промышленных заводов. Численность 6-й армии к 17 октября достигла 334 тысяч солдат и офицеров. Обе стороны периодически вводили в сражение новые соединения, которые несли жестокие потери.

Сформированная 15 июня 1942 года в Омске 308-я стрелковая дивизия полковника Леонтия Гуртьева свое боевое крещение приняла в сентябре, участвуя в контратаках севернее Сталинграда. К 15 сентября ее численность составляла 8671 человек. В ночь на 1 октября 308-я влилась в ряды 62-й армии, насчитывая уже только 4055 бойцов и командиров.
Гуртьевцы оборонялись на одном из самых угрожаемых участков — в районе завода «Баррикады». К 10 октября количество активных штыков снизилось до 3225 человек, а к 20 ноября в составе соединения осталось лишь 1727 солдат и офицеров. После этого дивизия была выведена на переформирование, отбив в ходе сражения 117 немецких атак.
Военный корреспондент газеты «Красная звезда» писатель Василий Гроссман рассказывал в очерке «Направление главного удара» о гуртьевцах:
Адъютант командующего 6-й германской армии полковник Вильгельм Адам констатировал: «В связи с тяжелыми боями в Сталинграде боевая численность пехоты действующих там шести дивизий сократилась на 30 процентов. Пять саперных батальонов, приданных нам во второй половине октября и введенных в бой в качестве штурмовых батальонов, почти полностью разбиты».
В начале ноября наступило резкое похолодание до минус 15 градусов, и по реке пошли крупные льдины, мешая доставлять в Сталинград боеприпасы, продовольствие и свежие резервы. Армия Чуйкова до середины декабря, когда Волга окончательно замерзла, оказалась прочно отрезана от левого берега.
Сталинградский «котел»
23 ноября Красная армия выбила части вермахта из Калача-на-Дону, и в тот же день в окрестностях хутора (ныне поселок) Советский солдаты Вольского встретились с бойцами командира 4-го танкового корпуса Юго-Западного фронта генерала Андрея Кравченко. Вокруг 6-й армии Паулюса и части сил 4-й танковой армии Гота сомкнулось гигантское кольцо окружения.
В совещании Паулюса и начальника штаба 6-й армии генерала Артура Шмидта принял участие командир 51-го армейского корпуса генерал Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах, который заявил: «Это же безумие оставаться здесь! Ведь тут мы погибнем! Мы должны как можно скорее выйти из котла».
Паулюс послал вышестоящему командованию радиограмму, в которой сообщал, что готов оставить Сталинград и, ударив по советским войскам на южном направлении, соединиться с 4-й танковой армией.
24 ноября Зейдлиц-Курцбах (в плену ставший руководителем антифашистского «Союза немецких офицеров») предложил командованию 6-й армии прорываться из окружения, игнорируя приказы, но его предложение было отклонено. Геринг и Ешоннек заверили Гитлера в возможности снабжения 6-й армии по воздуху.
Успокоенный фюрер запретил Паулюсу оставлять занимаемые позиции, а также создал группу армий «Дон» во главе с фельдмаршалом Эрихом фон Манштейном, которая в рамках операции Wintergewitter («Зимняя буря») должна была пробить коридор к окруженным.
Руководство люфтваффе было уверено в успехе воздушного снабжения, опираясь на опыт Демянска, где удалось обеспечить окруженную группировку. Однако Рихтгофен, имевший опыт боевых действий, предупреждал о невозможности организовать воздушный мост в Сталинград из-за недостатка ресурсов. Несмотря на это, с 25 ноября начались поставки грузов и эвакуация раненых из Сталинграда по воздуху.


Операция «Зимняя буря»
С самого начала стало ясно, что люфтваффе не сможет обеспечить 6-ю армию необходимым количеством грузов: вместо 600 тонн в день доставлялось около 100 тонн. Кроме того, дальность полетов над вражеской территорией значительно увеличилась, что привело к большим потерям авиации (488 самолетов и около тысячи летчиков).
Нехватка топлива в окруженной армии привела к тому, что Шмидт выступил против попытки прорыва навстречу Манштейну, опасаясь повторения поражения Наполеона.
Манштейн нанес главный удар 12 декабря юго-восточнее Котельниково, где его не ожидали. Это позволило прорвать оборону советских войск и выйти к Верхнекумскому. За этот населенный пункт развернулись ожесточенные бои, в которых советские войска смогли задержать продвижение противника до подхода 2-й гвардейской армии Малиновского.
Немецкие войска смогли прорвать позиции 4-го механизированного корпуса только 19 декабря, отступив затем к реке Мышкова. 4-я танковая армия Гота, выйдя к Мышковой, встретила сопротивление 2-й гвардейской армии и понесла большие потери.
Одновременно на левом фланге Холлидта советские войска прорвали оборону румынских и итальянских дивизий. В прорыв вошел 24-й танковый корпус Баданова, разгромивший аэродром в Тацинской.
Это вынудило Манштейна 23 декабря отдать приказ 6-й танковой дивизии выдвигаться на защиту Морозовска. В тот же день советские войска вновь заняли Верхнекумский и перешли в наступление на Котельниково.
Операция по деблокаде 6-й армии провалилась, и советские войска приступили к операции «Кольцо» по ее уничтожению. Задача была возложена на войска Рокоссовского.
Воронов, которого назначили представителем Ставки вместо начальника Генерального штаба РККА генерала Александра Василевского, получил из Москвы распоряжение: «Представить не позднее 21 декабря 1942 года в Ставку план прорыва обороны войск противника, окруженного под Сталинградом, и ликвидации их в течение пяти-шести дней».

Конец Сталинградской битвы
Начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии генерал Курт Цейтцлер отмечал: «Точно установить количество окруженных войск — невозможно. Указывались различные цифры — от 216 тысяч до более чем 300 тысяч человек. Причина такого большого расхождения заключается в том, что самая высокая цифра отражает численность личного состава не только 6-й армии, но и частей, приданных ей перед началом русского наступления. Некоторые части и подразделения 6-й армии не попали в окружение, в то время как части из состава других армий оказались в котле. Во всяком случае командиры окруженных войск думали о более важных задачах, чем сбор сведений о численности личного состава, состоящего на довольствии».
Срок наступления Донского фронта был установлен на 6 января 1943 года, однако для качественной подготовки требовалось еще несколько суток: многие эшелоны с войсками и боеприпасами опаздывали. Москва была поставлена в известность об этом.
Тем не менее вождь был вынужден дать свое согласие на перенос начала операции. 9 января Паулюсу был предъявлен советский ультиматум о капитуляции, который был отклонен. На следующий день началась ликвидация котла, которая проходила медленнее, чем предполагалось.

Противник оказался более многочислен, чем ожидалось, и, несмотря тяжелое положение, оказывал ожесточенное сопротивление. Немецкий военный корреспондент Хайнц Шретер писал о стойкости солдат, отбивавших атаки, но также отметил, что за восемь дней в районе четырех дивизий были казнены 364 человека за трусость, самовольный уход, дезертирство и кражу продовольствия.
24 января, когда был потерян последний аэродром, Паулюс послал радиограмму Гитлеру: «Дальнейшая оборона бессмысленна, катастрофа неизбежна. Для спасения еще оставшихся в живых людей прошу немедленно дать разрешение на капитуляцию», но получил отказ.
26 января советские войска соединились в Сталинграде, разделив 6-ю армию. В ответ Гитлер присвоил Паулюсу, фон Вейхсу и фон Рихтгофену звание фельдмаршала, а Шмидту — генерал-лейтенанта, наградив их также Рыцарским крестом Железного креста.
Паулюс расценил повышение как приглашение к самоубийству: в военной истории Германии еще ни один фельдмаршал не сдавался в плен. Но выполнив приказ Гитлера держаться до конца, военачальник решил поберечь себя.
31 января он сдался начальнику штаба 64-й армии генералу Ивану Ласкину.
Итоги
В Сталинградской битве германская армия и ее союзники потеряли около полутора миллиона солдат и офицеров. Безвозвратные и санитарные потери РККА с 16 июля 1942 года по 2 февраля 1943-го превысили миллион человек.
Победа в Сталинграде повлияла на всю стратегическую ситуацию на советско-германском фронте: Третий рейх отказался от планов захватить Кавказ, выведя оттуда группу армий «А». Была окончательно устранена угроза Москве после того, как нацисты из-за общего изменения обстановки были вынуждены отвести свои части из Ржевского выступа, за который в 1942-м шли кровопролитные многомесячные бои.


*документы и материалы о Великой Отечественной войне находятся в фонде РНТБ. За дополнительной информацией обращайтесь в справочно-информационную службу, тел. +375 17 203 31 00.
*в работе использованы материалы портала Lenta.ru и Министерство культуры Российской Федерации





























