Ивановская И.А., заведующий отделом документального обеспечения РНТБ
Деятельность зарубежных библиотек в удаленном режиме
В наше время каждая библиотека, какой бы крупной она ни была, признает, что не имеет ни финансовых, ни физических возможностей собрать у себя все публикации мира, как в традиционной, так и в электронной форме. Поэтому развитие моделей доступа, в которых библиотека либо предоставляет копии, либо играет роль посредника между читателем и различными крупными книгохранилищами, становится одним из важнейших направлений в работе библиотек.
На современном этапе благодаря широкому внедрению информационных технологий растет информированность читателей об источниках и, соответственно, меняется та потребность, с которой они обращаются в библиотеку. В этой ситуации электронная доставка документов (ЭДД) является своего рода «мостом» между традиционными библиотечными и новыми информационными технологиями. С одной стороны, ЭДД следует рассматривать как часть традиционной библиотечной технологии. С другой стороны, технологию электронной доставки можно отнести к такому понятию, как электронные библиотеки (ЭБ). В настоящее время термин «электронная доставка» (англ. electronic delivery) акцентирует внимание только на процессе – доставке. Правильнее говорить о новой функции библиотек и новых возможностях, которые могут реализоваться благодаря ей. Речь должна идти не только и не столько о способах и каналах доставки документов конечному пользователю, сколько о новой парадигме библиотечного обслуживания, когда библиотеки утрачивают свою пространственную замкнутость и превращаются в открытые компьютерно-библиотечные сети, обслуживающие потребителей вне зависимости от их местонахождения [3].
Внедрение различных форм дистанционного обслуживания в библиотечном мире началось еще в конце ХХ века. Степень цифровизации каждой библиотеки зависела от ее ресурсных возможностей. Пандемия COVID-19 лишила библиотеки читателей и вынудила их активно развивать онлайн-сервисы. Мировой тенденцией в современных библиотеках является переход от использования документов только на бумажном носителе к внедрению цифровых информационных ресурсов [2].
В современном мире библиотеки не только предоставляют доступ к ресурсам других субъектов, но и сами создают электронные ресурсы, открывая к ним удаленный доступ.
Для эффективного осуществления дистанционного обслуживания библиотеки предоставляют доступ к своим сайтам, на которых можно найти различные информационные материалы. К примеру, практически все библиотеки США сегодня имеют хорошо разработанные, постоянно обновляющиеся сайты с многоуровневой структурой.
Одним из наиболее крупных и интересных проектов, реализуемых академическими библиотеками США в области электронной доставки документов, является программа Ariel, с помощью которой тексты, фотографии, иллюстрации, документы с иероглифами передаются практически без потерь [2].
Библиотека Гарвардского Университета (США) – это система, состоящая из 94 библиотек. Она является одной из старейших библиотек США (основана в 1638 году) и второй по величине после Библиотеки Конгресса США. Онлайн-каталог библиотек этого университета содержит более 8 миллионов записей.
Кроме собственных каталогов, все университетские библиотеки предлагают пользователям самые разные базы данных по различным отраслям знаний, коллекции электронных ресурсов и электронные журналы библиотек Гарварда.
Современные технологии открывают для библиотек возможности оказывать справочные услуги посредством электронной почты. Большинство университетских библиотек предлагают на своих сайтах услугу в виде электронного справочного стола (E-Reference Desk) под названием «Спроси библиотекаря» (Ask a Librarian).
Развитие технологий оцифровывания сделало возможным передачу текстов отсканированных документов не только среди библиотек университета, но и по глобальным компьютерным сетям, создание электронной библиотеки и электронной резервной коллекции, включающей материалы по учебным курсам.
Вся цифровая инфраструктура Университетской библиотеки языков цивилизаций в Париже (Bibliotheque universitaire des langues et civilisations, BULAC), включая доступ к общей документации, электронную почту, АБИС, построена на платформе облачных технологий. Эта общедоступная библиотека с более чем 1,5-миллионным фондом на 355 языках специализируется на гуманитарных науках и филологии стран Азии, Африки, Среднего Востока, Америки, Центральной и Восточной Европы. Онлайновый сводный каталог библиотек SUDOC содержит записи около трех тысяч французских библиотек.
На сайте библиотеки есть специальный раздел «BULAC на удаленке», который предоставляет актуальную информацию, размещаемую также в Twitter и Facebook. Сюда включаются материалы, создаваемые самой библиотекой, подборки французских и интернациональных открытых онлайн-материалов, аудио- и видеоресурсы на иностранных языках и т. д.
Национальная библиотека Турецкой Республики в Анкаре с фондом более 25 миллионов единиц хранения – главное управление библиотек и изданий Турции. Ею подписан меморандум о сотрудничестве с 31 национальной библиотекой разных стран.
Благодаря интеграции в систему электронного доступа граждане Турции с 18 лет могут получить «электронное членство» и, не посещая библиотеку, пользоваться всеми информационными ресурсами. Через мобильное приложение «Библиотека в моем кармане», доступное в IOS и Android, читатели могут получить доступ к электронным книгам.
В рамках проекта на сайте библиотеки размещено более 5 тысяч озвученных книг для людей с нарушением зрения. В этом проекте принимают участие журналисты, преподаватели, бывшие спикеры и др. [2].
Министерство образования Финляндии с начала 2000 г. запустило программу FinLib (Национальная электронная библиотека) для поддержки высшего образования и научных исследований в стране. Ведущую роль в этой программе играет Национальная библиотека Финляндии. Цель проекта – информационное обеспечение как можно большего количества научных дисциплин, а также более эффективный поиск материалов и доступ к ним с использованием компьютерных сетей. Программа FinLib работает в тесном сотрудничестве с другими национальными научно-исследовательскими программами по проблемам электронных изданий, доставки и сохранения электронных материалов, авторского права и др. [6].
Программа Британской библиотеки Digital Library (рус. «Цифровая библиотека») предоставляет цифровые информационные услуги, связанные с содержанием ее различных фондов, развивает возможности работы с этими фондами с помощью новых методов, улучшает доступ к фондам всего мира.
Одним из самых представительных международных проектов в области электронных библиотек стал проект Bibliotheca Universalis. Его цель – организация глобальной сети ЭБ. Это один из одиннадцати проектов, осуществляемых под эгидой стран «Большой семерки». В проекте, стартовавшем в 1995 г., участвовали: Министерство культуры и Национальная библиотека Франции, Национальная библиотека Японии, Библиотека Конгресса США, Британская библиотека, Немецкая библиотека, Национальная библиотека Канады, Государственная библиотека Италии [6].
В России электронная доставка документов осуществляется в соответствии с законодательством об охране авторских прав (часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1229, 1270, 1274, 1275). Так, с помощью услуги ЭДД можно получить электронные копии статей, опубликованных в сборниках и периодической печати: фрагменты произведений, охраняемых авторским правом, произведения печати, не являющиеся объектом авторского права. На практике большинство служб ЭДД в библиотеках используют все возможные для себя технологические решения приема/передачи заказов. Выбор модели обслуживания зависит от технико-технологических, организационных, экономических и других факторов [1].
Одной из крупнейших универсальных библиотек в России и крупнейшей в Азии является Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН). Ее книжный фонд составляет около 15 миллионов экземпляров.
В библиотеке организовано дистанционное обслуживание пользователей на основе уже существующей системы предоставления удаленных ресурсов и услуг. Эта система включает корпоративную почту и мессенджеры, электронный документооборот, сервисы совместной работы Microsoft Teams, которые поддерживают все рабочие коммуникации, а также подписку на уведомления о новых поступлениях, видеоматериалах и подкастах лекций и мероприятий, сообщения о которых приходят на электронную почту. На сайте библиотеки создана страница «Библиотека из дома» с перечнем ресурсов и услуг, доступных в дистанционном режиме: онлайн-запись, поиск изданий, справочная служба, онлайн-заказ электронных документов, оцифровка издания по требованию, услуги в сфере интеллектуальной собственности и др. Библиотека активно занимается оцифровкой своих фондов, а также имеет доступ к зарубежным реферативным базам данных 140 мировых информационных центров [2].
* * *
В мире глобальной цифровизации и информационного изобилия библиотеки больше не являются уникальным хранилищем ценных бит информации – они функционируют в конкурентной среде. Комфортность доступа к информации и вероятность получения желаемого результата играют большую роль в управлении выбором пользователей. Возрастают требования к упрощению поисковых процедур в электронном каталоге и базах данных, созданию единой точки доступа к широкому комплексу информационных ресурсов [5].
Для того чтобы успешно выполнять функции посредников в системе «пользователь – информация», библиотеки должны искать и внедрять инновационные формы и методы работы, осуществлять технологическую модернизацию материально-ресурсной базы, расширять спектр библиографических продуктов и услуг. Разработка концепции справочного обслуживания, способной обеспечить инновационную конкурентную позицию, отвечающую будущим ожиданиям пользователей библиотечных услуг, продолжает оставаться ключевой задачей в эпоху цифровизации [4].
Непрерывное совершенствование – важнейшая цель библиотек в период острой конкуренции.
Список использованных источников
- Библиотечно-информационное обслуживание : учеб. / Ю. Ф. Андреева, О. Ф. Бойкова, В. А. Бородина [и др.] ; под ред. М. Я. Дворкиной. – СПб. : Профессия, 2016. – 238 с.
- Деятельность библиотек в удаленном режиме : мировой опыт // DSpace. – URL: http://dspace.usarb.md:8080/jspui/bitstream/123456789/6039/1/Vacarciuc_Deiatelinosti.pdf (дата обращения: 28.09.2024).
- Захаров, В. П. Стандартизация средств межбиблиотечного обмена документами на основе электронных технологий / В. П. Захаров // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире новых технологий и новые формы сотрудничества : материалы конф., Судак, 3–11 июня 2000 г. – М., 2000. – Т. 2. – С. 453–457.
- Нещерет, М. Ю. Библиотеки США в поисках эталонной модели справочного обслуживания / М. Ю. Нещерет // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2022. – № 1. – С. 65–71.
- Стукалова, А. А. Функциональность электронного каталога: требования российских и зарубежных пользователей / А. А. Стукалова // Научные и технические библиотеки. – 2020. – № 8. – С. 63–84.
- Шрайберг, Я. Л. Электронные библиотеки как главная структурная компонента электронного библиотековедения / Я. Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. – 2023. – № 12. – С. 66–96.