Ивановская И.А., заведующий отделом документального обеспечения РНТБ
Итоги развития электронной доставки документов в РНТБ (к 20-летию со дня основания)
В современном мире электронная доставка стала одним из основных средств оперативного доступа пользователей к источникам, находящимся в удаленных библиотечных хранилищах.
Уже 20 лет прошло с тех пор, как в 2003 году Республиканская научно-техническая библиотека первой в Республике Беларусь ввела новую форму обслуживания абонентов – электронную доставку документов (ЭДД). На момент создания служба ЭДД относилась к отделу межбиблиотечного абонемента (МБА) и обслуживала только юридических лиц, заключивших с РНТБ договор на информационное обслуживание. Только с 2004 года данной услугой смогли воспользоваться и индивидуальные пользователи.
У истоков создания электронной доставки документов в РНТБ стояли Осипова Татьяна Викторовна и Тимошенко Валентина Ивановна, а также работники отдела библиотечно-информационных технологий. Ими была проведена огромная работа по изучению опыта внедрения и работы ЭДД в зарубежных и российских центрах НТИ и библиотеках. Используя этот опыт, РНТБ самостоятельно разработала технологию обслуживания удаленных пользователей электронными копиями документов из фондов библиотеки, т.е. доставки сканированных фрагментов документов по электронной почте во все регионы Беларуси. Внедрение этой технологии явилось также альтернативным решением проблемы отказов на выдачу по МБА ряда документов, активно используемых в читальных залах РНТБ. Совместно с сотрудниками интернет-центра был проведен ряд семинаров-тренингов с презентацией возможностей системы ЭДД РНТБ.
Сведения о фондах РНТБ имеются в электронном каталоге, который доступен на портале библиотеки по адресу https://rlst.by/. Представители организаций, заключивших договор с РНТБ, могут авторизоваться на портале в разделе «Электронная доставка документов» и сделать заказ через электронный каталог. Система формирования заказов через Интернет обеспечивает самый быстрый и удобный способ заказа документа. Индивидуальный пользователь может сделать заявку в разделе «Услуги», подраздел «Удаленный заказ и получение услуг», или отправить запрос в произвольной форме по электронной почте edd@rlst.org.by. Обязательным условием оформления заявки является наличие таких данных, как библиографическое описание документа с указанием автора, названия, выходных данных (для периодических изданий – тома/номера издания, заглавия статьи, страниц). Пользователи РНТБ могут также оформить заказ по телефону либо в читальных залах библиотеки.
В 2008 году в РНТБ была введена система удаленного интернет-заказа и электронной доставки документов для предприятий и организаций Республики Беларусь (АС ЭДД/МБА), предназначенная для автоматизации обработки заказов на получение из фондов РНТБ оригиналов изданий через МБА или электронных копий документов через службу ЭДД.
АС ЭДД/МБА – это автоматизированный программно-технологический комплекс, который обеспечивает реализацию следующих возможностей:
— регистрация пользователей;
— прием и оперативная обработка заказов;
— изготовление электронных копий;
— оповещение пользователей и пересылка электронных копий заказчикам;
— контроль за выполнением заказа;
— финансовые расчеты;
— сбор и выдача статистических данных.
АС ЭДД/МБА взаимодействует с ЭК РНТБ и интегрирована в АБИС «БИТ-2000u».
Важным фактором, влияющим на работу ЭДД, является необходимость соблюдения норм авторского права. В большинстве случаев пользователи хотят получить полную цифровую копию документа. Реальные же возможности по выполнению запросов на электронную доставку в Беларуси четко ограничиваются Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», разрешающим изготавливать по индивидуальным запросам копии только фрагментов документов. РНТБ информирует пользователей о том, что, не соблюдая данный Закон РБ, они несут полную ответственность за нарушение авторских прав.
С 2010 года служба ЭДД в РНТБ была переведена в отдел документального обеспечения. Кроме того, каждый областной филиал имеет свою службу электронной доставки.
С 2011 года, когда в РНТБ была введена автоматизированная система избирательного распространения информации (АС ИРИ), начался новый этап в обслуживании пользователей ЭДД. АС ИРИ позволяет специалистам предприятий получать из электронного каталога сигнальную информацию о новых поступлениях по выбранной теме и из полученного библиографического списка одним кликом отправлять заявку на электронную копию напрямую в АС ЭДД/МБА.
Как правило, ЭДД – это платный сервис, что является одним из факторов, сдерживающих развитие ЭДД, особенно при расчете с индивидуальными заказчиками.
Если ряд библиотек республиканского уровня могут внедрить у себя онлайн-сервисы удаленных расчетов (например, НББ использует у себя следующие системы расчета: банковский (почтовый) перевод; ЕРИП; интернет-банкинг; интернет-эквайринг), то у библиотек других уровней возникают проблемы с заключением договоров с финансовыми организациями. В РНТБ на сегодняшний день используются только банковский (почтовый) перевод и система ЕРИП.
Сейчас можно с уверенностью утверждать, что внедрение систем онлайн-платежей – это насущная необходимость для каждой библиотеки, особенно в условиях перехода предприятий и специалистов на дистанционные формы работы. С каждым годом число пользователей, желающих воспользоваться услугами библиотек в удаленном режиме, возрастает. Задача библиотечных специалистов – найти наиболее современные и комфортные формы организации обслуживания в таком формате.
В конце 2022 года в РНТБ введена новая услуга – электронный библиотечный абонемент (ЭБА), предоставляющий пользователю издание в электронном виде во временное пользование без права его копирования. На сегодняшний день данной услугой воспользовались пока 3 пользователя.
Ежегодно в библиотеках, в том числе и в РНТБ, количественные показатели обслуживания по электронной доставке документов меняются. И это естественный результат, зависящий от политической и экономической ситуации как в Республике Беларусь, так и в мире.
Изучение тенденций развития библиотек и документальных потоков, существующих в двух средах, традиционной и электронной, дает возможность прогнозировать существенное расширение роли ЭДД в функционировании и развитии научных коммуникаций. Что позволяет так говорить?
Объемы печатной продукции, издаваемой в мире, не уменьшаются, а, напротив, увеличиваются. Несмотря на то, что большинство документов сейчас все еще издается, используется и хранится в бумажном виде, практически все современные публикации готовятся электронным способом, и, следовательно, многие из них уже представлены в электронном виде. Есть издания, не имеющие печатных аналогов. Это, например, мультимедийные издания, электронные журналы и другие публикации на оптических компакт-дисках и в Интернете. Сегодня, можно так сказать, формируется параллельный информационный мир. В этой среде существуют следующие способы доставки электронных документов:
— получение компакт-дисков с полными текстами;
— подписка на электронную периодику;
— получение электронных копий из постоянных электронных хранилищ через Интернет.
Таким образом, наряду с электронными копиями традиционных печатных документов, являющихся до сих пор основным информационным ресурсом, в электронный оборот постепенно включаются все типы источников информации. В этом смысле одна из основных, если не основная, функций электронной доставки документов – служить интегратором информационных ресурсов, «обитающих» в различных средах. Пользователь теперь имеет возможность не только получить всю нужную ему информацию, на каком бы носителе и в каких бы удаленных хранилищах она ни находилась, но и работать с этой информацией в единой электронной среде.
Развитие удаленного доступа к своим фондам неизбежно заставляет библиотеки всех ведомств устанавливать между собой тесные электронные контакты – информационные и технологические. Так как ни один библиотечный фонд не может быть полным, библиотекам приходится объединять усилия для обслуживания своих пользователей. Поэтому ЭДД следует рассматривать не только как метод предоставления копий, но и как метод формирования устойчивых электронных контактов и взаимодействия между библиотеками. Это позволяет сказать, что ЭДД как модель доступа становится основной перспективной характеристикой современной библиотеки.
Технология электронной доставки документов позволяет создавать основу электронной библиотеки. Огромное количество источников окажется оцифрованным благодаря запросам пользователей на электронные копии. Постепенно будет происходить «естественный отбор» наиболее ценных источников информации, выделение «активной» части библиотечных фондов и создание на их основе электронной библиотеки. Вероятно, таким путем будет происходить плавный переход от одной информационной культуры к другой. И это – еще одна социальная задача библиотек, решаемая на базе ЭДД.
Развитие электронной доставки документов как модели пользовательского доступа и формирования электронных коллекций – это функциональный вклад библиотек в создание принципиально новой среды для информационного и документального обеспечения ученых и специалистов и современной системы научных коммуникаций.
Решение вышеуказанных задач стоит и перед электронной доставкой документов РНТБ. Только используя новые технологии, объединив усилия библиотек различных систем и ведомств, мы сможем наиболее полно, оперативно и качественно обслуживать наших пользователей.