Ежегодно в последнее воскресенье сентября в Беларуси по традиции отмечается День машиностроителя.
Машиностроение является ведущей отраслью, опорой и движущей силой экономики страны, играет важную роль в социально-экономическом и интеллектуальном развитии государства и по праву считается фундаментом всего промышленного комплекса.
В стране работают сотни предприятий, которые производят автомобили и автокомпоненты, сельскохозяйственные машины и станки, сложные приборы, оптику, электротехническое оборудование, лифты, бытовую технику и электронику. Все это – машиностроительная отрасль Республики Беларусь.
Тракторы ОАО «МТЗ», карьерные самосвалы ОАО «БЕЛАЗ», тягачи и автобусы ОАО «МАЗ», железнодорожные или трамвайные вагоны ЗАО «Штадлер Минск», легковые автомобили СЗАО «БЕЛДЖИ», бытовая техника ОАО «Горизонт», ОАО «Витязь», ЗАО «АТЛАНТ», лифты ОАО «Могилевлифтмаш», комбайны ОАО «Гомсельмаш», дорожно-строительная и лесозаготовительная техника ОАО «Амкодор» и другая многочисленная продукция наших флагманов ежегодно поставляется более чем в 150 стран мира.
День машиностроителя отмечают специалисты самого разного профиля, все, кто так или иначе профессионально связан с механизмами. Это те, кто их изобретает, кто совершенствует, кто отвечает за эксплуатацию и эффективную работу. В последнее воскресенье сентября профессиональную дату отмечают тысячи изобретателей, инженеров, специалистов по безопасности, рабочих на заводах.
Предлагаем ознакомиться c некоторыми документами патентного фонда по теме «Машиностроение»
Высоконадежный полнодиапазонный мехатронный регулятор скорости на основе планетарной передачи : полезная модель CN 218549793; дата публ. : 28.02.2023.
Полезная модель относится к области регулирования скорости большой мощности, в частности, к высоконадежному полнодиапазонному мехатронному регулятору скорости на основе планетарно-зубчатой передачи. Содержит механическую и электронную части. Устройство может дополнительно повысить надежность и имеет возможность резервного соединения.
Высокотемпературная сверхточная система для испытаний электрического транспорта и метод испытаний : заявка CN 115684273; дата публ. : 03.02.2023.
Изобретение относится к технической области испытаний электрических свойств материалов. Испытуемый образец включается в испытательную цепь, запускается тестовая система, устанавливается тестовая температура в соответствии с требованиями к тесту и проверяются электрические характеристики тестируемого образца.
Гибридная система управления электромобилем P2 с многорежимным сцеплением : заявка CN 116394740; дата публ. : 07.07.2023.
Изобретение относится к технической области сцеплений и обеспечивает гибридную систему привода электромобиля P2 с многорежимной муфтой сцепления. По сравнению с предшествующим уровнем техники изобретение обладает следующими преимуществами: компактная конструкция, небольшое рабочее пространство, большая плотность крутящего момента, малый тяговый момент, небольшие потери энергии на рассеивание тепла и высокая эффективность.
Гнутый силовой каркас кузова легкового автомобиля : патент RU 2793687; дата публ. : 14.03.2022.
Изобретение может быть использовано при изготовлении силового каркаса кузова автомобиля. Каркас формируют из листов металлических плоских материалов толщиной не более 6 мм. В качестве, по меньшей мере, 50% операций формообразования используют гибку. При этом, по меньшей мере, для 50% листов плоских материалов гибку осуществляют путем многокромочного формообразования, по меньшей мере, на двух кромках листа. В результате обеспечивается возможность получения силового каркаса с наименьшим возможным количеством компонентов и с меньшим количеством отходов.
Грузопассажирский электробус : патент RU 2797075; дата публ. : 31.05.2023.
Грузопассажирский электробус включает в себя рабочее место водителя и грузопассажирский салон, содержащий модульные сиденья и универсальное подъемное устройство с пультом дистанционного управления для погрузки грузов или пассажиров на инвалидной коляске. Грузопассажирский салон выполнен трансформируемым. Модульные сиденья выполнены с возможностью перемещения их по направляющим вдоль линии движения электробуса и закрепления их в любой части салона. Причем подъемное устройство в транспортном положении образует вертикальную стенку в задней части салона, образуя заднюю дверь электробуса.
Дверная система автомобиля из композитного материала : полезная модель CN CN 219339156; дата публ. : 14.07.2023.
Полезная модель не только удовлетворяет требованиям к легкому весу автомобиля и увеличивает ресурс электромобиля, но также отвечает требованиям разнообразного моделирования и модульной разработки и имеет хорошие перспективы применения в области автомобилестроения.
Износостойкий шумопоглощающий слюдяной композиционный материал для обертывания жгутов проводов автомобилей на новых источниках энергии и способ его изготовления : заявка CN 116478628; дата публ. : 25.07.2023.
Износостойкий композиционный материал из слюды, разработанный и изготовленный в соответствии с изобретением, не только обладает хорошими огнестойкими характеристиками и гибкостью, но также обладает износостойкостью и шумоподавляющим эффектом, применяется для намотки жгута проводов на аккумуляторный модуль в автомобиле с новой энергией, так что можно эффективно улучшить характеристики автомобиля, а также повысить безопасность движения и комфорт вождения автомобиля на новых источниках энергии.
Композитный износостойкий клей для отверстий в бортах шин легковых автомобилей, способ его приготовления и нанесения : заявка CN 116082719; дата публ. : 09.05.2023.
Изобретение направлено на повышение износостойкости, стойкости к старению и способности к восстановлению деформации композитного износостойкого клея существующей шины легкового автомобиля.
Метод исключения кодов ошибок данных испытаний на усталость машины с использованием нескольких методов слияния : заявка CN 114357377; дата публ. : 15.04.2022.
Изобретение относится к способу устранения кодов ошибок данных испытаний на усталость, основанных на комплексном объединении нескольких методов. Предоставляются высококачественные данные для идентификации повреждений конструкции самолета на основе данных о деформации, а также повышается точность идентификации повреждений.
Метод моделирования системы гидравлического привода самосвала : заявка CN 115981181; дата публ. : 18.04.2023.
Изобретение раскрывает способ моделирования системы гидравлического привода самосвала. Динамическая модель цифрового контроллера, полученная с помощью этого метода, может эффективно управлять скоростью вращения и подавлять возмущения нагрузки, тем самым повышая общую эффективность и безопасность разгрузки.
Метод проверки долговечности и надежности автомобиля : заявка CN 115077935; дата публ. : 20.09.2022.
Метод проверки долговечности и надежности автомобиля использует виртуальный и реальный интегрированный метод верификации, состоящий из виртуальной верификации CAE и физической верификации стойки. Проверка конструкции всего автомобиля выполняется на четырехканальной стойке, проверка долговечности тестируется на смоделированной дороге.
Моделирование динамики нескольких тел и метод анализа эффективности торможения специального транспортного средства : заявка CN 116415352; дата публ. : 11.07.2023.
Изобретение раскрывает моделирование динамики нескольких тел и способ анализа эффективности торможения специального транспортного средства. Проверка реального транспортного средства сочетается с такими характерными параметрами, как тормозной путь, скорость торможения, продольное ускорение, боковое ускорение и т.п., так что модель может эффективно отражать динамические характеристики в процессах поворота и торможения реального транспортного средства.
Накладка автомобильного дискового тормоза со стабильным коэффициентом трения : полезная модель CN 219221096; дата публ. : 20.06.2023.
Полезная модель обладает преимуществами увеличения напряженной поверхности футеровки, повышения прочности на трение, улучшения канала подачи масла и обеспечения стабильного напряжения.
Нанопокрытие суперконденсатора на автомобиле для эффективной подзарядки электромобилей во время движения : заявка IN 202241026584; дата публ. : 27.05.2022.
Изобретение направлено на проектирование транспортного средства таким образом, чтобы внешний слой транспортного средства был покрыт наноматериалами суперконденсатора для поглощения большего количества энергии. Предлагаемое изобретение вырабатывает электрическую энергию на ходу транспортного средства и таким образом повышает эффективность электромобилей.
Передняя управляемая ось транспортного средства : полезная модель RU 217013; дата публ. : 14.03.2023.
Предлагаемой полезной моделью решается задача снижения материалоемкости конструкции передней управляемой оси транспортного средства при сохранении ее прочности.
Противоударная балка двери в сборе, дверь в сборе и автомобиль : полезная модель CN 219154208; дата публ. : 09.06.2023.
В соответствии с изобретением балка для предотвращения столкновений и опорная пластина внешней пластины объединены вместе, так что общая прочность узла балки для предотвращения столкновений двери автомобиля повышается, в то же время дверной узел автомобиля поддерживается через балку защиты от столкновений двери транспортного средства. Общая прочность конструкции дверного узла транспортного средства повышается, дверной узел транспортного средства обладает высокой ударопрочностью, хорошими буферными характеристиками предотвращения столкновений и высоким коэффициентом безопасности.
Система герметизации дверей автомобиля без центральной стойки : полезная модель CN 218257697; дата публ. : 10.01.2023.
Полезная модель относится к технической области проектирования и производства автомобилей. Система уплотнения двери автомобиля без средней стойки состоит из верхней уплотнительной ленты боковой стенки, уплотнительной ленты дверного проема боковой стенки, передней уплотнительной ленты задней сдвижной двери и уплотнительной ленты трещин задней сдвижной двери. Система обеспечивает полный комплект системы герметизации боковой двери для модели автомобиля без средней стойки и может соответствовать требованиям к герметизации автомобиля в аспектах защиты от воды, пыли, шума. изоляция и т.п.
Система трансмиссии транспортного средства и транспортное средство : полезная модель CN 219295175; дата публ. : 04.07.2023.
Согласно изобретению, трансмиссионная система транспортного средства содержит двигатель, главный передаточный механизм, передаточный механизм передней оси и передаточный механизм задней оси. Благодаря одновременной передаче мощности на переднюю ось и заднюю ось через выходной вал, передняя ось и задняя ось могут приводиться в движение одновременно одним двигателем, а вся трансмиссионная система транспортного средства имеет разумную форму расположения и компактную конструкцию и обеспечивает полный привод транспортного средства при одновременном снижении стоимости.
Система управления транспортным средством и транспортное средство : заявка CN 115923503; дата публ. : 07.04.2023.
Изобретение раскрывает систему привода транспортного средства, которая относится к технической области управления транспортным средством. Изобретение объединяет гидравлический двигатель и дифференциальный механизм в единое целое, имеет компактную конструкцию и повышает эффективность передачи энергии и удельную мощность транспортного средства.
Способ дорожных испытаний на надежность транспортных средств в режиме комбинированного торможения : патент RU 2791157; дата публ. : 03.03.2023.
Способ относится к испытаниям транспортных средств на надежность (безотказность) на стандартных испытательных дорогах в объеме нормативного пробега и касается ускорения и форсировки двигателя и агрегатов трансмиссии с разными типами передачи крутящего момента в коробке передач путем воспроизведения объема воздействия стандартных испытательных дорог на испытываемый образец в режиме комбинированного торможения раздельно на дороге с твердым покрытием и грунтовой дороге удовлетворительного состояния.
Способ и устройство управления контроллером автопилота транспортного средства : заявка CN 116225010; дата публ. : 06.06.2023.
Согласно способу и устройству, программный модуль и рабочие параметры контроллера области автоматического вождения, которыми необходимо управлять, могут быть определены в соответствии с текущим режимом транспортного средства. Ненужное использование программного модуля сокращается за счет различия режимов работы. Таким образом снижается потребность в вычислительных ресурсах, датчик управляется таким образом, чтобы обеспечить оптимальные рабочие параметры. Этим эффективно удовлетворяются требования к производительности транспортного средства и улучшается удобство использования.
Способ и устройство управления беспилотным транспортным средством и беспилотным такси : заявка CN 116279591; дата публ. : 23.06.2023.
Способ содержит следующие этапы: определение текущего типа поведения при вождении беспилотного транспортного средства в процессе вождения, причем текущее поведение при вождении представляет собой поведение, определяемое в соответствии с состоянием дороги, на которой находится беспилотное транспортное средство; определение стратегии обработки, которая содержит: операцию вождения, и/или операцию взаимодействия, соответствующую стратегии обработки. Изобретение решает проблему взаимодействия между беспилотным транспортным средством и пользователем/пассажиром в соответствующей технологии.
Способ неразрушающего контроля качества конструкции и ресурса автомобильного газового баллона из полимерных композиционных материалов и устройство для его осуществления : патент RU 2793298; дата публ. : 31.03.2023.
Изобретение может быть использовано для оценки надежности сложных пространственных конструкций из полимерных композитных материалов (ПКМ), в том числе с металлическими элементами, на основе результатов контроля величины деформации при их нагружении статической или динамической нагрузкой.
Можно использовать в процессе производства и в процессе эксплуатации: герметичных сосудов, баллонов для перевозки и хранения газов, пространственных сетчатых конструкций, отсеков космических аппаратов, ракетных двигателей и т.п.
Способ комплексного диагностирования двигателя и агрегатов трансмиссии автомобильной техники : патент RU 2788020; дата публ. : 16.01.2023.
Изобретение может быть использовано для определения технического состояния агрегатов трансмиссии и деталей двигателя без инициализации рабочего процесса. Изобретение направлено на расширение числа диагностируемых элементов автомобильной техники, обеспечение комплексности контроля технического состояния двигателя и агрегатов трансмиссии автомобиля, снижение трудоемкости и повышение безопасности при проведении работ по диагностированию, исключение из процесса диагностирования пуска и работы двигателя.
Способ контроля состояния изоляции электрической проводки автомобиля : патент RU 2798018; дата публ. : 14.06.2023.
Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для контроля рабочего состояния электрической проводки переменного и постоянного тока. Технический результат: повышение точности контроля рабочего состояния автомобильной электропроводки в течение всего срока эксплуатации без демонтажа проводки.
Устройство динамического моделирования вертикальной нагрузки электрического колеса автомобиля со ступичным приводом и способ его применения : заявка CN 116202785; дата публ. : 02.06.2023.
Изобретение решает техническую проблему неточности моделирования из-за того, что электрическая платформа для испытаний колес не имеет вертикальной нагрузки и не привязана к фактическому состоянию автомобиля. Изобретение компенсирует величину передаваемой нагрузки в реальных условиях движения транспортного средства, может восполнить недостаток, заключающийся в отсутствии на всей испытательной платформе устройства динамической регулировки вертикальной нагрузки, и удобно для развития исследований в области управления динамическими характеристиками транспортного средства с учетом передача груза.
Устройство для ранней диагностики образования и развития микротрещин в деталях машин и конструкциях : патент RU 2788311; дата публ. : 17.01.2023.
Устройство относится к техническим средствам неразрушающего контроля материалов изделий по сигналам акустической эмиссии (АЭ) и может быть использовано для контроля качества и диагностики образования и развития микродефектов типа микротрещин в деталях машин и элементах конструкций различных механизмов и трубопроводов различных размеров.
Познакомиться с этими и другими документами по теме вы можете в отделе патентных документов РНТБ.
Мы работаем в будние дни с 9:00 до 20:00, в субботу – с 10:00 до 18:00
(5-й этаж, комн. 503, тел. для справок +375 17 226 65 05).
При подготовке материала были использованы:
- БД РНТБ « Orbit» (кликабельные ссылки на раздел портала о БД ОПД) и «Патенты России»
- материалы сайта Машиностроение [Электронный ресурс] / Официальный сайт Президента Республики Беларусь. – URL: https://president.gov.by/ru/belarus/economics/osnovnye-otrasli/promyshlennost/mashinostroenie (дата обращения: 22.09.2023).